Volkerpsychologie

Трудно рассчитывать на точный перевод данного термина на английский язык. Буквально это «психология народов»; фактически же это сравнительная историческая и социальная психология, а также психология культуры. В европейском учебнике этот термин можно оставить в оригинале. Серии определений мы заменим изложением основных идей этого подхода.

Как важная составная часть «европейского фона» социальной психологии — это образец германской социальной и психологической мысли в период XVIII—XX вв. Центральное утверждение этой традиции состоит в следующем: первичной формой человеческого взаимодействия является культурное (и языковое) сообщество (Volk); именно в нем человек формируется как личность и проходит обучение (Bildung). Для таких исследователей, как Гердер (Herder), Гегель и Вильгельм фон Гумбольдт (Wilhelm von Humboldt), язык является средой, в которой сообщество формирует своих членов. Они, в свою очередь, активно воздействуют на язык, который следует рассматривать в качестве социального продукта. Сегодня абстрактное понятие «общество» рассматривается применительно к социальному контексту опыта и поведения. Для немецких исследователей, упомянутых выше, этот термин обозначал национальное и культурное сообщество «народа» (Volk), дух (Volksgeist) которого являлся объединяющим ментальным принципом.

Идеи Volk и Volksgeist стали предметом обсуждения новой научной дисциплины, которая окончательно оформилась в 1860 г. благодаря специальному журналу Zietschrift fur Volkerpsychologie, издаваемому М. Лазарусом и Г. Штейнталем. С самого начала не было сомнений, что новый подход тесно связан с политикой и должен много сделать в плане развития национальной германской государственности. В социальной психологии возникало много проблем, но поскольку основная идея подхода была скорее национальной, чем социальной, в Германии разрабатывались иные вопросы, чем во французской психологии толпы.

Вильгельм Вундт считал Volkerpsychologie равной по статусу экспериментальной психологии и дополняющей ее. Для него raison d'etre1 Volkerpsychologie был, преимущественно, методологическим, что по-прежнему представляет интерес для современных психологов. Поскольку содержания сознания, или продукты интеллектуальной деятельности, проявляются вовне, включены в общение и могут даже приобретать окончательную форму благодаря языку, адекватное исследование разума должно начинаться с основных продуктов человеческой деятельности, таких, как язык, мифы и обычаи (основные темы Volkerpsychologie), и рассматривать их исторические и культурные особенности. Поэтому экспериментальная психология «субъекта», рассматриваемого вне какого бы то ни было контекста должна быть дополнена исследованием основных проявлений работы разума. В этом смысле Volkerpsychologie как сравнительное историческое исследование объективных продуктов социального взаимодействия была предвестницей социальной психологии культуры.

Сегодня легко указывать на ошибки Volkerpsychologie, касающиеся методов сбора эмпирического материала, и недостаточность исследований. Однако, если мы посмотрим на сегодняшнюю социальную психологию с точки зрения Вундта, станет очевидно, насколько в ней сужена роль культурного компонента, несмотря на методологические достижения. Мы почувствуем, что пусть не идея в целом, но многие основные темы Volkerpsychologie перекочевали в смежные дисциплины, такие, как антропология и социология, и только недавно были заново открыты европейскими социальными психологами. Джесперс даже говорит о «возвращении к самой ранней научной попытке исследовать социальное поведение как его представляли себе Лазарус и Штейн-таль». По крайней мере центральная идея Вундта о том, что экспериментальная психология — это только половина дела, находит все больше сторонников.

Философия