Социальная мысль

Два других интеллектуальных начинания XIX в., оказавших влияние на современную социальную психологию, — это социология и эволюционная теория. Сам термин социология (и программные положения новой дисциплины) был предложен Огюстом Кон-том, которого также прославляют и порицают как отца позитивизма. Для Конта позитивизм был системой философии, предлагавшей модель эволюционного развития человеческого знания от теологии через метафизику к «позитивной» стадии научного знания, когда явления считаются реальными и определенными, а знание представляет собой описание как самих этих феноменов, так и их пространственно-временной последовательности в терминах постоянства и изменения. Социология понималась Контом как вершинная наука, осуществляющая сравнение культур на различных стадиях их социальной эволюции. Тем не менее к основателям современной социологии принято относить Эмиля Дюркгейма. Он полагал, что «социальные факты» независимы от индивидуального сознания и внешни по отношению к нему. Иначе говоря, коллективные представления существуют сами по себе. Хотя они могут проявляться при объединении и взаимодействии индивидов, их свойства будут оставаться специфичными и не зависимыми от представлений индивидуальных. Постулирование относительной автономии социального от индивидуального заставило Дюркгейма говорить о «коллективной психологии», не зависимой от психологии индивидуальной; однако большинство ранних социально-психологических теорий, возникших на рубеже XIX—XX вв., опирались на представления психологии индивида. Уже значительно позже французский социальный психолог Московичи проанализировал и пересмотрел теорию коллективных представлений Дюркгейма. Необходимо также добавить, что всякий раз, когда употребляется термин «позитивизм», он приобретает негативное критическое значение в качестве названия доктрины, в которой социальные и психологические явления рассматриваются подобно естественным «фактам» (или признаются таковыми). В этом отрицательном смысле Фарр критикует позитивизм экспериментальной социальной психологии и ее историографии.

Завершая рассказ о предыстории социальной психологии следует рассмотреть роль теории эволюции, одной из наиболее значительных интеллектуальных инноваций XIX в. В наибольшей степени психология испытала влияние со стороны ее создателя Чарльза Дарвина и его последователей. С идеями Дарвина, имеющими отношение к социальной психологии, можно познакомиться, прочитав труд «Происхождение человека» и родственную ему работу «Выражение эмоций у человека и животных». Человек является общественным животным; поэтому он вынужден был развить в себе способность приспосабливаться к изменениям среды физически, социально и умственно. К понятию среды в данном случае также можно отнести и социальное окружение, например, племя. Поэтому выражение эмоций имеет социальное значение в меж- и внутривидовом общении.

Британский философ и (первоначально) социолог Герберт Спенсер создал и активно пропагандировал эволюционную теорию, преимущественно относящуюся к социальной области. Однако, поскольку он объединил эволюционную теорию с доктриной индивидуализма и laissez-faire attitude (позволив эволюции идти ее собственным путем), некоторые историки социальной психологии утверждают, что Спенсер не много для нее сделал. Даже вклад Дарвина в основание социальной психологии долгое время оставался незамеченным. Тем не менее, роль идей Дарвина признается не только исследователями эмоций, но и этологами, занимающимися социальным поведением человека, а также социобиологами. Согласно Бассу, эволюционная психология, рассматривающая психологические механизмы природных особенностей поведения, представляет собой новую парадигму в психологии и имеет особое значение для социальной психологии.

Философия