Молодые мужчины

Во всем мире молодые мужчины склонны к рискованным занятиям, особенно те, кто имеет вес в глазах ровесников и старших; они же в наибольшей степени склонны к насилию и убийству друг друга. Предпосылки этих черт заметны в животном мире. Мужским особям (как и мужчинам) в среднем свойственна менее продолжительная жизнь, чем женщинам, что прямо или косвенно обусловлено фактом их конкуренции. Чем значительнее различия мужских особей различных видов по их репродуктивной способности, тем больше они различаются по степени готовности рисковать жизнью в борьбе за самку или ресурсы, необходимые для выведения потомства.

Большинство из нас живут в обществе, где уважают закон и признают личные моральные ограничения. В сообществах, в которых эти признаки отсутствуют, а люди обладают имуществом (например, овцами или крупным рогатым скотом), которое может быть украдено, мужчины могут многое приобрести и многое потерять. В подобных обществах репутация мужчины, способного постоять за себя, крайне важна. Исследование поведения и установок мужчин, происходящих из подобных племен, показывают, что они остаются верными подобным культурным нормам чести и сегодня. Коэн использовал исторические записи для анализа решений судов Юга США в отношении убийств, вызванных необходимостью зашиты чести. Коэн и Нисбетт исследовали современные установки жителей Юга с помощью опросных методов. Они также провели лабораторные эксперименты с участием студентов Севера и Юга. В экспериментах подставные лица оскорбляли испытуемых; при этом регистрировались варианты их ответов на оскорбления. Реакции южан отличались от реакций северян и испытуемых контрольной группы (которых не оскорбляли): они, как правило, не уступали дорогу при приближении мужчины внушительного вида; в ситуациях сексуальной ревности были склонны к насилию; они также считали, что их осуждают несправедливо, когда они вели себя «по-мужски», если другой мужчина видел, как их оскорбили.

Культ чести основан на принципе возмездия за малейшее оскорбление. Окружающим как бы сообщается, что плата за возможные оскорбления в будущем будет крайне высока. Возмездие, или «око за око», — это один из основополагающих принципов социального поведения во многих ситуациях. Компьютерное моделирование стратегий агрессии показывает, что нельзя оставаться битым. И не удивительно, что невозможность такого положения обнаруживается снова и снова в мужских субкультурах, в которых нет третейского суда. Необходимо отметить, что последнее объяснение имеет более общий характер по сравнению с выводами Нисбетта и Коэна, поскольку оно относится к установкам, исторически сформировавшимся вследствие образа жизни сообщества (племенного). Поэтому обнаруженные различия в склонности к насилию южан и северян Соединенных Штатов нельзя объяснить некими альтернативными соображениями вроде юридического признания рабства, общей склонности к насилию или жаркого климата.

Структура