Природа социализации

Социализация — это процесс, посредством которого люди усваивают правила поведения, а также системы убеждений и установок, позволяющие индивиду успешно действовать в качестве члена общества, В некоторых областях психологии и смежных социальных науках социализация часто рассматривается с учетом процессов, формирующих или ограничивающих индивида для его большего соответствия тому обществу, которому он принадлежит. Социализация понимается как нечто, позволяющее «обращаться» с податливым объектом или потенциальной опасностью и гарантирующее поведение, соответствующее ситуации. Недавние работы социальных психологов развития недвусмысленно поставили это положение под сомнение.

Обсуждая некоторые теоретические проблемы, Шеффер указал, что традиционные модели представляли социализацию преимущественно как ненаправленный процесс, в котором изменения и контроль привносятся социализируемому индивиду извне. С другой стороны, существуют теории социализации, рассматривающие ребенка, входящего в мир, как существо, наделенное инстинктами и желаниями, которые он склонен демонстрировать или удовлетворять, поначалу не слишком заботясь о чувствах и желаниях других людей.

Обе эти теории интуитивно привлекательны. В начале жизни ребенок кажется не полностью информированным относительно ценностей окружающей его культуры, поэтому он обращается к окружающим за советом. Мы знаем, что люди, выросшие в различных частях земного шара, овладевают на удивление различными системами ценностей и способами поведения. Интуитивно кажется возможным, что люди податливы, причем в значительной степени. Однако, если вы попробуете проконтролировать выбор двухлетним ребенком шоколадного мусса или бананового молока, вы согласитесь, что юные представители нашего вида склонны проявлять свою волю и в случае необходимости могут активно сопротивляться любому культуральному воздействию, стоящему на пути к их непосредственным целям. В конце концов мы можем прибегнуть к принуждению; однако подобные примеры показывают, что люди, скорее, от рождения импульсивны, стремятся к удовольствиям и не терпят ограничений. Отметим, что наше внутреннее чувство так же, как и признанные представители науки, приводят нас к двум диаметрально противоположным представлениям о социализации: люди бесконечно податливы, но они и сопротивляются формирующим воздействиям или ограничениям. К какому же итогу мы приходим? Объяснение природы повседневно наблюдаемых процессов вроде социализации оказывается более проблематичным, чем казалось на первый взгляд.

Мы уже говорили, что в разработке и проверке наших теорий многое зависит от выбора объектов наблюдения. Тем не менее в последние годы наши возможности возросли благодаря появлению видеозаписи. Эта технология позволяет исследователям более пристально наблюдать за началом социализации, за первыми взаимодействиями детей и тех, кто о них заботится. В ходе этой работы возник еще один подход к исследованию социализации, названный Шеффером моделью взаимности. В противовес этим однонаправленным теориям модель взаимности представляет ребенка как активного участника собственного социального развития и подчеркивает взаимозависимость родителя и ребенка в большинстве их социальных трансакций. Она, конечно, не предполагает, что родительско-детские отношения бесконфликтны, но подчеркивает, что различные процессы, составляющие социальное развитие, с самого начала предполагают диалог, взаимное исследование и поощрение. Рассмотрим начало этого процесса.

Формирование