Развитие отношений

Ребенок с хорошо знакомым ему взрослым помешаются в экспериментальную комнату. После того как ребенок устроится, в помещение входит незнакомец и практически сразу пытается вступить с ребенком в контакт. В какой-то момент знакомый взрослый покидает комнату и незнакомец (или незнакомка) после попыток поиграть с ребенком также уходит. Вскоре незнакомый взрослый возвращается: наконец, возвращается и знакомый взрослый, а незнакомый уходит.

На основе наблюдаемых реакций ребенка на все эти стрессы и воссоединения Эйнсворт и ее коллеги выдели три основных типа отношений привязанности, наблюдаемых постоянно: (1) тип А, или тревожно-избегающий. Такие дети демонстрируют относительно слабый дистресс на уход матери и не проявляют интереса к взаимодействию с ней после ее возвращения в комнату: (2) тип В, прочно привязанный (Securely attached). Ребенок активно стремится сохранять близость с матерью и продолжать с ней взаимодействовать: он может спокойно ходить и обследовать комнату в ее присутствии, проявлять беспокойство при уходе и с энтузиазмом воспринимать возвращение; (3) тип С, или тревожно-ачоивачентный. Такие дети проявляют выраженную тревогу при уходе матери, но и сопротивляются контакту и взаимодействию при ее возвращении; в отношениях с матерью проявляют неоднозначные чувства, иногда ищут близости, но и выражают гнев.

В большинстве случаев примерно 70% младенцев демонстрировали отношения типа В: 20% было отнесено к типу А и 10% — к типу С. Почему эти факты представляют для нас интерес, станет ясно, когда мы рассмотрим корреляты типа привязанности.

В данной области было проведено много исследований, и интерпретации результатов часто оказываются противоречивыми. Однако большинство данных свидетельствуют о пользе отношений типа В («прочно привязанный») для общего и социального развития младенца. Среди прочих результатов стоит отметить, что дети с привязанностью типа В на втором году жизни или в период посещения детского сада имеют более высокие показатели успешности межличностного взаимодействия, самоэффективности, познавательного развития, предметных игр, исследовательских навыков и желания учиться. Кирш и Кэссиди обнаружили, что дошкольники, испытывающие прочную привязанность, больше внимания уделяют эмоциональной стороне родительско-детских отношений и помнят свои чувства лучше. Подобные результаты согласуются с посылкой исследователей привязанности, согласно которой обеспечение безопасности является основным условием дальнейшего развития ребенка. Как было отмечено, отношения с людьми, заботящимися о ребенке, влияют на его последующие социальные отношения.

Отношения, социальное развитие и социальная психология

Исследование отношений занимает особое место в работе социальных психологов и является одной из наиболее перспективных областей плодотворного сотрудничества социальных психологов и психологов развития. Если так. почему исследованием привязанности занимаются психологи развития? Ведь это процесс, происходящий с детьми, позволяет им чувствовать себя среди людей лучше. Тема привязанности заслуживает внимания социальных психологов по нескольким причинам.

Первая причина. Привязанность, если так можно выразиться, двунаправлена. Она важна не только для ребенка, но и для тех. кто о нем заботится. Люди сообщают о существенном изменении многих сторон своей жизни с появлением ребенка. Это не просто эмоциональное и когнитивное приспособление к новым объектам забот и новые домашние дела. Появление детей изменяет отношение родителей к «большому миру», влияет на их профессиональные планы, экономические потребности и перспективы, требования к месту жительства, ожидания в отношении систем образования, здравоохранения и социального обеспечения и т.д. Ситуация развития индивида и связанные с ней ожидания влияют на «социальный контекст» и vice versa.

Формирование