Развитие отношений

Вторая причина, в силу которой исследование привязанности важно для социальных психологов, возвращает нас к ранее отмеченному обстоятельству: мы продолжаем формировать привязанности в течение всей жизни, и они крайне важны для нас. Так же, как и у младенцев, наши привязанности (к родителям, семье, близким друзьям) дают нам чувство безопасности, помогающее противостоять неприятным неожиданностям. Например, молодые люди, привязанности которых недостаточно сформированы или нарушены вследствие семейных проблем, с наибольшей вероятностью в подростковом возрасте становятся бездомными. Формирование привязанностей (например, к внукам) помогает очень пожилым людям (старше 85 лет) существенно улучшить психологическую сторону своей жизни.

Интересные исследования Шевера и его коллег показывают, что романтические привязанности взрослых можно распределить по трем основным категориям, очень похожим на те, что были выделены Эйнсворт при составлении типологии детско-родительских отношений. Взрослые также проявляют признаки прочной привязанности, тревожноамбивалентного и избегающего поведения. И так же, как и у младенцев, дела обстоят лучше у тех влюбленных, отношения которых отличаются прочной привязанностью. У них прочные личные отношения, им хорошо и надежно друг с другом. Они чувствуют, что могут положиться на своего партнера, но и позволяют ему (или ей) оставаться независимой личностью. Тревожно-амбивалентные взрослые менее уверены в своих отношениях: они могут испытывать беспокойство по поводу того, что партнер возможно не достаточно их любит и может покинуть, требуют гарантий и непоследовательны в проявлении своих чувств. Партнеры, демонстрирующие стратегию избегания, находят близкие отношения некомфортными и сопротивляются тому, чтобы полностью довериться другому. При исследовании романтических отношений старшекурсников пары с прочной привязанностью сообщали об удовлетворительных и продолжительных отношениях; тревожно-амбивалентные индивиды стремились к кратким связям; а «избегающие» вообще предпочитали случайных партнеров, главным образом потому, что они не хотели никаких обязательств.

Третья причина. Привязанность связана не только с межличностными отношениями, но и с отношением индивида к социальным группам и. в более общем смысле, к обществу. Было обнаружено, что люди дают различные психологические реакции по отношению к социальным группам, к которым они принадлежат. Одни ощущают прочную привязанность и испытывают положительные чувства как к самой группе, так и к переживанию своего Я в качестве ее члена. Другие демонстрируют тревогу и избегание, очень напоминающие реакции младенцев, ведущих себя по типам А и С по отношению к своим родителям. Исследование немецких подростков обнаружило зависимость их оптимизма относительно карьерных планов от качества отношений (привязанности) к взрослым. Стиль привязанности, повидимому, также связан с различиями реагирования на общественные события, например на кризисы. Проводилось исследование реакций молодых израильтян на иракские атаки во время войны в Персидском заливе. Если молодые люди с прочной привязанностью справлялись с психологической травмой, ища поддержку у близких, то «амбивалентные» проявляли большую эмоциональную неустойчивость, а «избегающие» старались психологически дистанцироваться от происходящих событий. В целом молодые люди, не имевшие прочных привязанностей, переживали более острый психологический дистресс. Они ощущали, что отсутствие чувства безопасности в своем непосредственном окружении осложняет переживание тяжелых событий.

Существуют и другие объяснения природы привязанности, а также значительные расхождения в понимании роли этого чувства. Так или иначе, данное направление исследований напоминает нам, что человеческие существа эмоционально и социально тесно связаны друг с другом. Наши жизни в значительной степени зависят от отношений с другими людьми, от наших чувств, влечений, страхов утраты, зависимостей и обязательств. Исследовать все эти вопросы призвана социальная психология развития.

Формирование