Развитие языка

Мы признаем справедливость подобного вывода, наблюдая за дальнейшим ходом развития ребенка. Лингвистические успехи проявляются в формальных характеристиках высказываний (например, в усложнении синтаксиса, большем контроле за произношением, быстро растущем словаре), а также в том, что юные пользователи языка могут с его помощью делать с другими. Ключевой пример — навыки беседы. Если самые первые диалоги в большой степени зависят от усилий более опытного взрослого (как по времени их возникновения, так и по структуре), то перед школой дети становятся более активными собеседниками, чаще проявляют инициативу и оказываются способными дольше поддерживать разговор на определенную тему. В это же время дети осваивают правила вежливого разговора; они узнают, что иногда более правильно выразить желание косвенно («Какой прекрасный пирог, папа!»), чем напрямую («Дай пирог»), и что общеупотребительные знаки внимания вроде «пожалуйста» или «спасибо» облегчают повседневную жизнь.

Некоторые навыки беседы особенно сложны и развиваются в течение длительного времени. Понимание собеседника требует осознания хода мыслей другого человека: способности принять существование различных точек зрения на один и тот же предмет: понимания того, когда и каким образом можно получить словесную информацию: обнаружения возможной неоднозначности высказываний и способности одновременно отслеживать как себя, так и реакции других. Не удивительно, что в этой области трудно получить результаты немедленно. В исследовании английских и итальянских детей было обнаружено, что менее 10% шестилетних детей и только 20% девятилетних были способны обнаружить неоднозначность задачи, предполагавшей информирование сверстника.

Существует много других путей включения языка в социальную жизнь и развитие. Язык является социально значимым признаком, обнаруживающим групповую принадлежность индивида (например, его социальный класс, место рождения, этничность). В ходе своего развития дети и подростки становятся все более чувствительными к подобной информации и соответственно другим строят свое поведение и формируют установки.

Язык и социальная психология Несомненно, что обозначенные нами проблемы открывают перспективы, значимые для психологии развития, но представляют ли они интерес для социальных психологов. В самом общем смысле — конечно, поскольку здесь мы снова сталкиваемся «с началом всего». Все стороны языка, которые мы рассмотрели, имеют значение и для коммуникации взрослых (подобно детям, они общаются с индивидами различного уровня развития). Понимание языка не может быть полным без учета возможных факторов, определяющих его развитие.

Если говорить точнее, и психологов развития, и социальных психологов интересуют точки пересечения языка и социального познания. Например, как наши социальные цели отражаются в формулировках высказываний или как структуры языка и словарь могут влиять на социальное восприятие и социальное поведение. Социальным психологам интересны процессы речевого приспособления, подстраивание стиля высказываний к манере собеседника — иногда, чтобы стать ближе ему (например, используя его акцент), или, наоборот, отъединиться (например, усиливая местный акцент, чтобы остальные присутствующие ничего не поняли). Возникают вопросы о происхождении подобных процессов. Возможно, социально-психологические теории помогут создать более широкие схемы, позволяющие объяснять явления, изучаемые психологией развития. Один из примеров — изменение речи взрослых при разговоре с очень маленькими детьми. Многие взрослые прибегают к сходным приемам (см. выше). Обращаясь к малышам, они начинают говорить медленнее, упрощают структуру предложений, говорят более четко и подчеркивают или повторяют ключевые слова. Исходя из лучших побуждений взрослые аналогично строят свои высказывания, обращаясь к старикам или к тем. кого считают менее образованными, как бы приравнивая их к детям.

Таким образом, исследование процесса использования языка имеет как социально-психологическую перспективу (например, применительно к межличностным отношениям и ожиданиям), так и несомненную пользу для психологии развития (учет возрастных особенностей адресата высказываний).

Язык является решающим фактором для нашего единения с окружающими. В рамках общей культуры он оказывается объединяющей основой для взаимопонимания, выражения и определения социального статуса, запечатления и передачи достижений общества. его целей и ценностей. В языке процессы развития и социальные процессы тесно переплетены, и они продолжают совершенствоваться в течение всей жизни.

Формирование