Понимание социального мира

Как только граница проведена, суждение дополняется выраженной аффективной ориентацией. Обычно это осторожность или даже антипатия в отношении «чужих». На последующих этапах социокогнитивного развития дети начинают принимать во внимание дополнительные фактические знания о различных социальных категориях, и осознание межгрупповых отношений становится двусторонним (т.е. если ты иностранец для меня, тогда я, наверное, иностранец для тебя). Возможно, таким образом смягчаются примитивные представления и непримиримые предубеждения младших детей.

Работы Эбу показывают, что в развитии (и, возможно, в наследовании) предубеждений присутствует выраженный компонент когнитивного развития. С другой стороны, эта теория до конца не объясняет, почему некоторые индивиды сохраняют свои предубеждения в подростковом и более старшем возрасте, несмотря на нормальное развитие познавательной сферы. Некоторые исследования показывают, что предубеждения в отношении чужаков на основе национальных или этнических признаков у детей среднего возраста не только не снижаются, а могут даже укрепляться. Или наоборот, они обнаруживают себя только у старших детей и усиливаются в студенческие годы. Вспомните, сколько расистски настроенных студентов встретилось вам в университете? Социально-когнитивное развитие детей является только частью общей картины; однако межгрупповые отношения, социальная стратификация и идеологические структуры окружающего нас общества, по-видимому, также играют важную роль в развитии предубеждений.

Итак, одной из задач развития человека является понимание того, что представляет собой социальный мир; каковы свойства людей, как «все устроено», каковы существующие правила и т.д. Однако эти вопросы представляют собой не только интеллектуальную головоломку для маленьких социальных психологов, работающих над своей подготовкой к взрослости. Будучи погруженным в социальный мир, ребенок учится, принимая участие в его жизни, и характер этого участия определяет содержание и ход обучения. Одна из задач социальной психологии развития — объяснение природы динамических напряжений, возникающих при столкновении развивающихся способностей с социальным контекстом.

Почему то, о чем мы говорили, значимо для социального психолога? Повторимся: неразумно предполагать, что взрослые уже решили для себя эти вопросы, и, попадая в лабораторию, они действительно демонстрируют полную зрелость. Часть ответа на вопросы содержится в уже известном аргументе: понимание социальных суждений людей предполагает знание их истоков и хода развития. Например, некоторые теории предубеждений взрослых предполагают, что стереотипы (например, касающиеся этничности) приобретают неповторимые краски в ходе длительного развития и автоматически актуализируются в ответ на релевантные стимулы (например, на появление человека из определенной социальной группы) даже у тех, кто не проявляет предубеждений внешне. Фактически последние работы социальных психологов развития показывают, что все процессы, представляющие наибольший интерес для исследователей социального познания взрослых, имеют непростую историю. Также необходимо помнить, что установки при социальном суждении могут отражать стратегии, приносившие пользу индивиду на ранних этапах его развития. Например, в начале своей работы Пиаже отметил: первое, что интересует ребенка при знакомстве с новой страной — это ее название. Этот факт стал отправной точкой исследований Теджфела о влиянии группового членства и групповой идентичности на социальные суждения.

Формирование