Психология развития

Социальная психология развития исследует происхождение и процесс развития социального поведения человека от младенчества до пожилого возраста. Глава посвящена четырем темам: природе социализации, развитию взаимоотношений, развитию языка и развитию социального знания. Жизнь социальна с самого начала, и развитие тесно связано с участием в ней других людей. Социальное поведение зависит от степени развития его участников. Уровень, которого мы достигаем в жизни, зависит от нашего опыта, понимания и реагирования на социальный мир, а также от того, как другие люди воспринимают нас и реагируют на нас.

При изучении социальной психологии, приходится много думать о процессах межличностного и межгруппового поведения, в частности, о том, как познавательная деятельность опосредует и отображает социальные действия; что такое социальное влияние; что такое формирование и изменение установок, в каких ситуациях люди ведут себя агрессивно, великодушно или обольстительно, конкурируют или сотрудничают. Просмотрев первую страницу главы, вы могли понять, что набор тем, заявленных к обсуждению, обширен и детален. Исследование социального поведения человека многосторонне и богато по проблематике даже для наиболее плодотворных исследователей. Однако в каждой из исследуемых тайн мы находим дополнительную сложность, а именно, тот факт, что люди со временем развиваются и меняются.

Реагирование на других людей, обнаружение их отличительных особенностей, оценка достоинств, поиск понимания путем переговоров — все эти явления не уникальны для мира взрослых. История нашего развития и его перспективы оказывают влияние на многие стороны нашего поведения; наши знания, установки и ожидания меняются в процессе жизни. Мы развиваемся как социальные существа долгое время, и этот процесс завершается только со смертью. Более того, наши межличностные миры крайне редко оказываются ориентированными исключительно на представителей нашей возрастной группы. Как социальные существа большую часть времени и энергии мы уделяем людям различных уровней развития. Вспомните знакомых вам людей. Вы знаете их как родителей, детей, учителей, новичков, специалистов, руководителей, подчиненных и товарищей. Нам приходится не только существовать, но и жить среди развивающихся социальных существ.

Пути, по которым проходит наше социальное развитие, а также влияние происходящих при этом изменений на нашу социальную активность и социальное познание относятся к предметной области новой и развивающейся дисциплины — социальной психологии развития. Она имеет отношение к обеим областям, упомянутым в ее названии (т.е. психологии развития и социальной психологии), и предметом ее исследования являются особенности развития и социального контекста социального поведения человека. С необходимостью данная область обладает значительным потенциалом для исследования, поскольку в нее входят такие проблемы, как происхождение социального опыта, развитие взаимоотношений, влияние социальных институтов, появление социального суждения, изменения в процессе жизни и многое другое. В этой главе мы обратимся к четырем темам. Первая тема — отвечая на наш исходный вопрос о том, как человек впервые вступает в социальную жизнь, мы рассмотрим природу социализации; вторая — мы проанализируем развитие взаимоотношений и самого индивида в данном процессе; третья тема — это развитие языка, первостепенного посредника человеческого общения; четвертая — мы исследуем различные стороны процесса становления социального познания. Жизнь человека требует умения представлять себя, понимать других и осуществлять ответные действия в социальном мире. Поэтому исследования всех этих проблем социальными психологами развития ясно показывают взаимозависимость исследований изменений в человеке и изучения их социального контекста.

Формирование