Методы

В любой научной дисциплине процедуры получения информации называются методами. Методы позволяют воплотить идеи исследователя в действия. Идеи исследователя обычно вращаются вокруг одного или нескольких вопросов, касающихся изучаемого явления. В социальной психологии таким вопросом может быть, например, следующий: «Каким образом способные люди принимают неразумное решение и во время его выработки кажутся глупее, чем они есть в действительности?». Исследователь, занимающийся этим вопросом, может высказать догадку или предложить теорию, объясняющую подобное явление. Предположим, что дурное решение вызвано присутствием в группе сильного лидера, в начале дискуссии выразившего свое мнение и тем самым подавившего действительный анализ проблемы. Оценка справедливости подобного предположения потребует сбора сведений о стилях лидерства в группах, принимающих плохие решения. Методы — это процедуры, к которым прибегает исследователь при сборе информации; а термином «методология» мы обозначаем все возможные аспекты реализации методов.

Подробнее...

Выбор стратегии исследования

Стратегии социально-психологического исследования различаются по некоторым параметрам. В настоящей главе мы рассмотрим: репрезентативность полученных данных; реализм условий их получения, а также степень контроля за рабочей ситуацией. Здесь же мы обсудим основные исследовательские стратегии, применяемые в социальной психологии, и кратко охарактеризуем каждую из них.

Подробнее...

Основные признаки социально-психологического эксперимента

Как было отмечено, эксперимент является основным методом исследования в социальной психологии главным образом потому, что ему нет равных при проверке теорий, предсказывающих причинно-следственные связи между переменными. Стандартные руководства по исследованиям в социальной психологии склонны оценивать экспериментирование как наиболее предпочтительный метод исследования. На самом деле, как мы увидим далее, существуют основания для вопросов по поводу границ, в которых экспериментальные исследования дают однозначные подтверждения причинно-следственных отношений. Однако сначала мы опишем характерные черты экспериментального подхода в социально-психологическом исследовании. Для удобства в качестве примера мы используем один эксперимент. Это хорошо известное исследование покорности, проведенное Милгрэмом, которое мы упоминали.

Подробнее...

Планирование эксперимента

Ранее мы отмечали, что представляется важным сохранять детали эксперимента, не имеющие отношения к проверяемой теории, неизменными во всех экспериментальных условиях и манипулировать только независимой переменной, и распределять участников по экспериментальным условиям случайным образом.

Подробнее...

Обстоятельства, снижающие валидность экспериментального исследования

В контексте исследовательской деятельности термин «валидность» означает степень обоснованности выводов из полученных результатов. В экспериментальном исследовании следует стремиться к максимизации каждого из трех типов валидности: внутренней, конструктивной и внешней.

Подробнее...

Методы получения данных

Какую бы стратегию не избрал исследователь, ему в любом случае придется измерять одну или более переменных. В корреляционном исследовании необходимы количественные переменные, между которыми предполагается существование корреляционной связи. В эксперименте исследователь должен как-то измерять зависимую переменную. В любом случае перед исследователем встает задача преобразования теоретического конструкта (например, «агрессии» или «привлекательности») в измеряемую переменную (например, желание причинить кому-то вред или наоборот оказать услугу). В связи с этим возникают две серьезные проблемы. Любой психологический показатель должен быть надежным и валидным. Надежность в данном случае характеризует устойчивость показателя. Если вы измеряете рост взрослых людей (предположим, работая аккуратно), ваша измерительная процедура не должна меняться день ото дня, а также зависеть от личности человека, осуществляющего измерения. Основные признаки надежности показателя — это независимость результатов от времени измерения и осуществляющей его персоны. Интересно, что показатель может быть высоко надежным, но невалидным. Продолжая развивать пример с измерением роста, представим себе, что вашей истинной целью является желание измерить вес. В отсутствие весов вы решаете прибегнуть к измерению роста, поскольку располагаете портновской сантиметровой лентой. Конечно, вес и рост коррелируют между собой; поэтому рост может служить лучшим показателем веса, чем ничем не обоснованные догадки. Ясно, однако, что рост — это недостаточно валидный показатель для измерения веса. Валидность в данном случае характеризует степень, в которой измеряемая переменная действительно отражает суть проверяемого конструкта.

Подробнее...

Бейсболки из хлопка