Выбор стратегии исследования

Об исследовании того же явления с помощью квази-эксперимента сообщают Блек и Биван. Они просили респондентов заполнить небольшой опросник, касавшийся их склонности к агрессивному поведению. Работа с бланками происходила в кинотеатре в четырех различных ситуациях: (1) при ожидании начала просмотра фильма со сценами насилия; (2) во время ожидания просмотра фильма нейтрального содержания, (3) после просмотра фильма со сценами насилия; (4) после просмотра фильма нейтрального содержания. Исследователи обнаружили, что зрители, ожидавшие просмотра фильма со сценами насилия, демонстрировали более высокие показатели агрессивности по сравнению с теми, кто ожидал просмотра нейтрального фильма. Те, кто уже просмотрел фильм со сценами насилия демонстрировали большую агрессивность по сравнению с теми, кто только ожидал его просмотра. Между респондентами, просмотревшими нейтральный фильм и только ожидавшими его просмотра, разницы в показателях обнаружено не было. Хотя полученные результаты согласуются с мнением, что просмотр фильма со сценами насилия стимулирует агрессивность, тот факт, что респонденты не были случайным образом распределены по опросным группам, не позволяет исключить и другие объяснения. Например, могло случиться, что фильмы первого типа просто усилили тенденцию к агрессии у тех, кто пришел посмотреть фильм с подобным сюжетом.

Размышления по поводу возможностей и ограничений истинных экспериментов и квази-экспериментов приводят к заключению, что каждая из этих процедур играет важную роль в социальной психологии. Главное в истинном эксперименте — это уверенность в выводах, получаемых при анализе связей, наблюдаемых между независимой и зависимой переменными. Его основной недостаток — искусственность условий в ситуации получения данных. Всегда сохраняется проблема: насколько причинно-следственные связи, наблюдаемые в лаборатории, соответствуют ситуациям реальной жизни? Главное достоинство квази-эксперимента — это возможность его проведения в относительно естественных условиях. Однако в отношении строгости выводов квази-эксперимент уступает эксперименту истинному. Объединить достоинства обоих методов можно, проводя истинный эксперимент в естественных условиях (полевой эксперимент). Другой путь — использование обеих процедур для проверки исследуемого предположения. Валидность теории будет подтверждаться в той мере, в какой будут согласовываться между собой данные, полученные различными способами.

Возможность проведения квази-экспериментов в естественных условиях, не является основанием для выбора данной стратегии. Часто квази-экспреимент просто является единственно возможным методом социально-психологического исследования. Этические и практические соображения часто делают невозможным случайное распределение людей по различным экспериментальным группам. Если вы, подобно Штребе, Штребе и Домиттнеру, захотите исследовать последствия тяжелой утраты, вы, конечно же, не сможете случайным образом поместить участников эксперимента в условия «наличие утраты» — «отсутствие утраты». Аналогичная проблема возникает и во многих других проблемных областях. Все социальные изменения, например новые методы работы в школе, терпимое отношение к людям с физическими недостатками или психологическими нарушениями, кампании по информированию общественности и новые технологии управления, приводят к тому, что оказывается невозможным распределить людей по группам «охваченных» и «не охваченных» подобными программами. Люди могут сознательно на добровольных началах включиться в программу (например, психологической помощи) или их кто-то вовлечет в определенную деятельность, никак не принимая во внимание фактор их случайного распределения по группам (например, когда совет директоров корпорации решит ввести новую систему управления на одном предприятии и не вводить на другом). Эффекты подобных интервенций можно исследовать только с помощью квази-эксперимента. Таким образом, выбор стратегии исследования часто основан на компромиссе между оптимальным и практически осуществимым. К счастью, изощренность программ некоторых квази-экспериментов позволяет делать заключения относительно причинно-следственных связей между явлениями.

Бейсболки из хлопка