Основные признаки социально-психологического эксперимента

Адекватность эксперимента часто определяется эффективностью манипулирования независимой переменной. Под эффективностью мы понимаем: (1) степень, до которой изменения независимой переменной затрагивают основные свойства конструкта, влияние которого на поведение постулируется теорией, (2) степень вызываемых изменений. В исследовании Милгрэма четыре варианта условия «близость» в различной степени затрагивают конструкт «близости». Очевидно, что изменять можно пространственную близость (а не психологическую), если это входит в планы экспериментатора. Необходимо также рассмотреть, действительно ли различия между четырьмя экспериментальными условиями достаточны для изменения поведения. В данном конкретном случае трудно видеть, как такая переменная, как пространственная близость, может быть изменена в еще большей степени. Однако исследователь, прибегающий к менее заметным манипуляциям, рискует не обнаружить ожидаемых эффектов просто потому, что различия в уровнях независимой переменной были недостаточно выражены. Обязательным условием в социально-психологических экспериментах стало включение в число измеряемых переменных одного или более показателей эффективности предпринимаемого воздействия; они получили название проверок воздействия (manipulation checks). Подробнее мы поговорим о них позже.
Как мы видели, основной признак истинного эксперимента — это возможность случайного распределения испытуемых по различным экспериментальным условиям. Если это требование невыполнимо, оказывается невозможным сделать обоснованные выводы из полученных результатов. Пусть, например, в четырех условиях эксперимента Милгрэма, описанных выше, было обнаружено, что интенсивность болевых воздействий, применяемых испытуемым-«учителем» снижалась при сокращении расстояния между ним и «учеником». Можно предположить, что подчинение инструкциям экспериментатора становилось менее выраженным по мере того, как страдания «ученика» становились более заметными для «учителя». Такой вывод было бы сделать нельзя, если бы имелись основания предположить, что типы испытуемых, занятых в четырех экспериментальных условиях, различались между собой некоторым систематическим образом.
Чтобы оценить влияние независимой переменной, экспериментатор должен иметь возможность количественно оценить некоторый аспект поведения испытуемого или его внутреннего состояния. Такой показатель, известный как зависимая переменная, получил свое название потому, что систематические изменения его величины зависят от воздействия независимой переменной. В исследовании Милгрэма зависимой переменной было число ударов током различной величины при работе «ученика» с 30-элементным словесным рядом. При работе с любой зависимой переменной учитывается, в какой мере она может быть хорошим инструментом количественной оценки проверяемого теоретического конструкта. Например, является ли готовность нанести «более сильный» удар другому человеку удачной мерой «внешне наблюдаемой покорности»? Кроме того, при обсуждении вопроса о «соответствии» измеряемой, или зависимой, переменной теоретическому конструкту встает еще одна важная проблема: какого рода размерность может быть при этом использована? Эту проблему более детально мы обсудим ниже.

Измеряя зависимые переменные, экспериментатор обычно старается получать и другие данные. Одним из наиболее важных количественных показателей является проверка воздействия (manipulation check); ранее мы определили ее как способ оценки эффективности независимой переменной. Типичная проверка — это оценка восприятия участниками аспектов экспериментального сценария, релевантных варьируемому показателю. В четырех экспериментах (Isen, Daubman, & Nowicki, 1987) исследовалось влияние положительных переживаний на решение проблем, поскольку предполагалось, что позитивные чувства усиливают творческое начало в человеке. Во втором эксперименте авторы воздействовали на чувства двумя различными способами (демонстрируя комедийный фильм или давая конфету), после чего оценивалась успешность выполнения испытуемыми тестов на креативность. Дополнительно оценивалось изменение эмоционального состояния испытуемых (проверка воздействия): их спрашивали о настроении после стимулирующего воздействия, но до выполнения теста. Было обнаружено, что просмотр фильма, по самоотчетам испытуемых, заметно влиял на их эмоциональное состояние, а поощрительная конфета нет. Просмотр комедийного фильма улучшал качество решения творческих задач (по сравнению с просмотром неприятного и нейтрального фильмов), а результаты выполнения теста «после» конфеты и «без» конфеты были одинаковыми. Таким образом, отрицательные результаты условия «после конфеты» можно было объяснить неэффективностью подобной манипуляции. Проверка необходима при интерпретации результатов, особенно в том случае, когда независимая переменная не оказывает ожидаемого эффекта на зависимую.

Бейсболки из хлопка