Основные признаки социально-психологического эксперимента

Не страшно, что лабораторные эксперименты иногда включают в себя элемент жульничества в том смысле, что испытуемый вводится в заблуждение относительно некоторых аспектов исследования. Оно может варьировать от предоставления неполной информации до намеренного обмана, когда испытуемым сообщают не те цели, которые ставит перед собой экспериментатор. При этом предполагается, что, если они узнают истинные цели опыта, то будут вести себя иначе. Если бы испытуемым Милгрэма стало известно, что они участвуют в исследовании «подчинения авторитету», можно было бы не сомневаться, что случаев неподчинения было бы больше. Подобно большинству людей, испытуемые захотели бы показать (себе и другим) свою способность сопротивляться приказам, вредящим «коллеге» по эксперименту. Отношение к обману в социально-психологических экспериментах изменилось в последние 25 лет, и сейчас он воспринимается более отрицательно, чем раньше. Перемены определяются как моральными соображениями (т. е. там, где это возможно, не следует обманывать людей, будь то эксперимент или любая другая ситуация), так и соображениями практики (если испытуемые оказываются обманутыми, они будут знать, что «такое возможно», и при участии в других опытах будут вести себя с учетом этого обстоятельства). Поиск разумного соотношения между желанием быть честными и открытыми и исследовать поведение людей, которое бы не было модифицировано их знанием природы и цели эксперимента, требует известной ловкости. Поскольку экспериментаторы очевидно заинтересованы в получении результатов, они могут прибегнуть к обману, когда он не является жизненно необходимым. Большинство университетов Европы, Северной Америки и Австралии имеют «комитеты по этике», осуществляющие контроль за проведением экспериментов с участием людей. Более того, Американская психологическая ассоциация и Британское психологическое общество опубликовали правила, которым их члены должны следовать при проведении экспериментов с участием людей.

Следующая особенность эксперимента Милгрэма, требующая комментария, — это стресс, переживаемый многими испытуемыми. Нанесение ударов током — это не то занятие, которому средний человек может предаваться хладнокровно или спокойно, и участники эксперимента также чувствовали себя выведенными из равновесия. Оправдан ли стресс, переживаемый участниками социально-психологических исследований? Мнение исследовательского сообщества по этому поводу также изменилось. Экспериментаторы стали более чувствительными к необходимости поддержания психологического благополучия и самоуважения испытуемых (это не означает, что Милгрэм не осознавал этических аспектов своего исследования). Некоторые проблемы невозможно исследовать, не вызывая у испытуемых стресса. Если, например, проводится исследование влияния плохого настроения или низкой самооценки на качество выполняемой деятельности, испытуемых помещают в условия, вызывающие у них плохое настроение и снижение самооценки. Просто комитеты по этике желают точно знать, что цели исследования оправдывают использование подобных процедур, а негативное влияние условий эксперимента на состояние его участников не выйдет за разумные границы.

Основной прием решения этических проблем экспериментатором, использующим обман и стрессогенные условия — это беседа с испытуемыми и заключительные пояснения. Беседа проводится по окончании опыта с целью максимально полного информирования его участников о природе и целях эксперимента, а
также освещения роли каждого участника в общем исследовании. Разъяснительная беседа с испытуемыми полезна в любом случае; однако она особенно необходима в экспериментах, предполагающих обман и/или дезинформацию относительно некоторых особенностей экспериментальной процедуры. В исследовании покорности Милгрэма, например, испытуемым объясняли, что «удары», которые они наносили «ученику», были ненастоящими и не причиняли ему никакого вреда. Также им объяснялась неизбежность введения их в заблуждение. В идеале заключительные пояснения должны полностью информировать участников, вызывать у них чувство удовлетворения от участия в эксперименте и повышать самооценку (по сравнению с тем, как они оценивали себя до опыта).

Бейсболки из хлопка