Планирование эксперимента

Хотя эксперимент с использованием контрольной группы является одним из наиболее употребительных в социальной психологии, существуют более сложные и изощренные программы, призванные исключить возможность интерпретации изменений зависимой переменной воздействием посторонних факторов, а не манипуляциями независимой переменной. Итак, основной задачей эксперимента является повышение валидности выводов исследователя по поводу изменений зависимой переменной вследствие вариаций независимой переменной.

Типичным для социальной психологии является факторный эксперимент, в котором одновременно варьируются две или более независимые переменные. Простейший случай факторного эксперимента схематически представлен ниже. Буквой R обозначено случайное распределение испытуемых по группам; X обозначают два уровня одной переменной (Х1 и Х2), a Y — два уровня другой переменной (Y1 и Y2).

Основной признак факторного эксперимента — это наличие всех возможных комбинаций независимых переменных. В плане эксперимента, представленном на схеме, каждая переменная имеет два уровня; их попарные комбинации дают четыре экспериментальных условия (2 х 2). Если ввести еще один уровень значений независимой переменной, количество экспериментальных условий возрастет до девяти (3 х 3). Добавление еще одной переменной (на двух уровнях) потребует выполнения эксперимента при восьми условиях (2 х 2 х 2). Основное достоинство факторного эксперимента состоит в том, что исследователь получает возможность анализировать результаты изолированных и объединенных воздействий двух и более независимых переменных. Изолированные результаты воздействия каждой из независимых переменных называют независимыми эффектами. Если объединенные эффекты двух независимых переменных отличаются от суммы эффектов их независимого воздействия, их называют эффектами взаимодействия.

Чтобы проиллюстрировать возможность подобного взаимодействия, рассмотрим гипотетические данные исследования изменения установки, в котором используются две переменные: качество аргументов (убедительная просьба прочесть что-либо, подкрепленная сильными или слабыми аргументами) и включенность испытуемых (слабый или выраженный интерес к содержанию просьбы). Подобная схема применялась при исследовании одного из основных предположений: качество аргумента влияет на установки более существенно, когда испытуемые оказываются вовлеченными в обсуждаемую проблему. Можно видеть, что качество аргументов влияет на установки: сообщения, содержащие сильные аргументы, оказываются более убедительными по сравнению с сообщениями, содержащими слабые аргументы. Вовлеченность не оказывает самостоятельного влияния на установки: установки не меняются при изменении уровня вовлеченности. Однако, когда исследовались объединенные эффекты воздействия обеих переменных, стало ясно, что имеет место их взаимодействие: роль качества аргументов заметно повышалась, когда вовлеченность участников эксперимента в сообщение была высока (как и предсказывалось теорией). Поскольку теория предсказывала существование эффекта взаимодействия, ее проверка потребовала проведения факторного эксперимента.

Бейсболки из хлопка