Проблемы экспериментального исследования

Общепризнанным является утверждение, что экспериментальный метод — это «царская дорога» к обоснованным выводам. Однако выявление причинно-следственных зависимостей с помощью эксперимента более проблематично. чем полагают некоторые комментаторы. Одна проблема связана с тем. что Герджен называет включенностью социальных явлений в культуру. Он считает, что «очень мало событий-стимулов, рассматриваемых независимо, способно вызвать ожидаемое социальное поведение». Это означает, что даже в наиболее тщательно контролируемой лабораторной ситуации демонстрация того, что независимая переменная X вызывает ожидаемые изменения зависимой переменной О. может оказаться невозможной, поскольку наблюдаемый эффект в отношении О переменная X может вызвать только в определенных обстоятельствах. Поэтому вывод о том. что «X вызывает О» может оказаться справедливым только для подобных ситуаций.

Герджен выделяет еще одну сходную проблему. Хотя предполагается, что экспериментальный метод позволяет нам проследить цепь взаимосвязанных событий. начиная от исходных условий, вызывающих некоторое поведение, его возможности существенно зависят от допущения, что внешне наблюдаемые события однозначно зависят от некоторых состояний или процессов, переживаемых индивидом. Герджен аргументирует: «Работая с человеческими существами в социальном окружении, фактически невозможно изменять одну переменную изолированно от остальных. Даже самые элементарные изменения независимой переменной способны вызвать множество побочных реакций». В результате то. что один экспериментатор считает результатом влияния X на О при посредстве процесса Z, другой исследователь будет склонен объяснять в терминах иного опосредующего процесса. Социальная психология изобилует подобными дебатами по поводу конкурирующих результатов. Иногда они приводят к выводу, что экспериментирование не способно снять противоречия между теориями.

Суть проблемы, как ее определяет Герджен. состоит в том. что исследуемое социальными психологами явление вызывается цепью событий. Более формально ее можно представить так: действительно ли переменная X влияет на переменную О непосредственно, или связь X и О опосредуется еще одной переменной г? С помощью эксперимента мы можем показать причинно-следственную связь X и О. Однако, если мы также будем измерять Ъ. может оказаться, что связь X и Ъ выражена так. как между Z и О. Итак, если мы покажем, что отношения X—Т и Ъ—О статистически значимы, первоначально выявленная связь между X и О исчезнет. Применительно к данной ситуации можно сказать, что отношения X и О опосредуются Z. Решить проблему альтернативного объяснения помогает стратегия, предложенная Гердженом: эксперименты нужно планировать, допуская возможность оценки промежуточных переменных.

При анализе подобных исследований полезно двигаться поэтапно. Во-первых, нужно установить, что существует очевидная связь между независимой X и зависимой О переменными. Во-вторых, необходимо показать связь между X и предполагаемой промежуточной переменной Z. В-третьих, нужно показать связь между Z и О. В-четвертых. требуется показать, что именно Z определяет связь между X и О и что проявления связи X—О становятся статистически незначимыми, если Z находится под контролем. Наконец, в заключение необходимо проверить так называемую обратную зависимость, т.е. посмотреть, влияет ли X на Z при посредстве О. т.е. поменять в изложенном плане работы местами О и Z. В качестве конкретного примера представим, что вы проводите исследование убеждающей коммуникации, опираясь на вероятностную модель Петтн и Качиоппо. Согласно этой модели, эффективность воздействия аргумента (переменная X) на изменение установки (переменная О) опосредуется количеством положительных мыслей, возникающих у субъекта во время чтения или прослушивания убеждающего сообщения (переменная Z). Таким образом, изменение установки может быть вызвано качеством аргумента. Оно также может повлиять на количество позитивных мыслей. Влияние качества аргумента на изменение установки можно устранить, взяв под контроль количество возникающих положительных мыслей. В итоге, когда предполагаемое опосредующее звено (мысли) и зависимая переменная (установка) меняются ролями, качество аргумента перестает влиять на мысли, поскольку перестает влиять на установки.

Бейсболки из хлопка