Методы

Примером предпосылки возникновения группового мышления является наличие «сплоченной группы», т.е. группы, члены которой психологически от нее зависят. Поскольку они все зависят от своего членства в группе, рассуждал Дженис, они с большей вероятностью демонстрируют конформность в отношении того, что считают позицией, выражающей общее мнение группы. Примером симптомов группового мышления, по Дженису, является наличие «хранителей идей» — членов, взявших на себя обязанность защищать ее от информации, ставящей под сомнение правильность возникающих решений или их соответствие моральным нормам. Процесс, обозначенный Дженисом как «тенденция к поиску согласия», представляет собой выраженное стремление соглашаться с мнением остальных членов группы. Таким образом, предпосылки возникновения феномена связываются с его симптомами с помощью процесса-посредника.

В связи с этим необходимо ввести три понятия. Термин конструкт используется применительно к абстрактным понятиям теории. Например, в теории Джениса такие понятия, как групповая сплоченность и стремление к поиску согласия, являются теоретическими конструктами. Термин переменная используется применительно к измеряемому отображению конструкта. Так, для отображения конструкта «групповая сплоченность» мы можем использовать одну или более переменных, например время существования группы; реальность восприятия членами группы друг друга как «личных друзей»; значимость принадлежности к группе для каждого ее члена; количество конфликтов или противоречий в группе. В своих исследованиях социальные психологи работают, скорее, с переменными, чем с конструктами, поскольку переменные можно оценить количественно.

Операционализация представляет собой способ преобразования конструкта в измеряемую переменную в каком-либо конкретном исследовании. Если мы решим оценивать групповую сплоченность с точки зрения значимости факта членства в группе для ее представителей, это будет одна форма операционализации, а если предметом анализа будет избран показатель несогласия, то другая.

Как можно использовать теорию в исследовательских целях? Предлагая теорию, автор обычно делает на ее основе некоторые предположения. В случае Джениса, логично будет предположить, что группы с высокой степенью сплоченности более склонны принимать ошибочные решения по сравнению с менее сплоченными. Вооруженный таким предположением (или гипотезой), исследователь старается собрать подтверждающие ее данные. В той мере, в которой подтверждение соответствует предположению, степень доверия к теории, на основании которой оно было выдвинуто, повышается. Соответственно, если результаты противоречат предположению, доверие к теории слабеет. Методы являются инструментом, с помощью которого исследователи подвергают свои идеи проверке.

На данном этапе обсуждения будет полезно охарактеризовать три основных типа исследований: описательные, корреляционные и экспериментальные. Описательное исследование призвано дать исследователю точное отображение исследуемого феномена («Действительно ли А существует?»). Исследователь может пожелать узнать, действительно ли средний взрослый готов подчиняться приказам авторитетного лица и наносить болезненные и потенциально смертельно опасные удары электрическим током человеку равного с ним статуса. Исследователь должен будет начать с наблюдения и определения количества взрослых, подчиняющихся приказу. Подобная процедура просто описывает явление. Социальные психологи редко останавливаются на этом этапе. Обычно исследователь хочет узнать, почему люди ведут себя так, а не иначе. Если кто-то, подобно Милгрэму, найдет, что 65% взрослой выборки полностью подчиняются приказу и наносят удары током, перед ним встанет вопрос: «А почему?»

Бейсболки из хлопка