Методы

На этот вопрос частично отвечает корреляционное исследование. Его цель — например выявление степени, до которой вариации определенного типа поведения, например покорности, оказываются систематически связанными с вариациями некоторого другого фактора («Связано ли А с В?»). Например, относятся ли лица, подчиняющиеся приказам, к определенному типу (мужчины, чаще чем женщины; интроверты чаще экстравертов и т.д.)? Ставя подобные вопросы, исследователь ищет связи, или корреляции, между количественно оцениваемыми переменными. Обнаружение подобной связи — полезный первый шаг в выяснении причин возникновения явлений. Однако наличие корреляционной связи не дает однозначного ответа относительно причинно-следственных отношений между переменными. Для того чтобы лучше понять последнее утверждение, рассмотрим результаты корреляционного анализа покорности, проведенного Милгрэмом. Было обнаружено, что более «покорные» испытуемые также чаще сообщали о напряжении во время эксперимента. Как мы можем истолковать эту корреляцию? Является ли напряжение признаком страха последствий непослушания; иначе говоря, является ли покорность «обусловленной» опасениями индивида по поводу возможных перспектив неподчинения? Или, наоборот, может ли напряжение просто отражать обеспокоенность вредом, наносимым «жертве»? В первом случае связь между покорностью (А) и напряжением (В) объясняется схемой «В приводит к А», а во втором то же отношение интерпретируется как «А приводит к В». Существует также дополнительная возможность, состоящая в том, что и А, и В обусловлены некоторой третьей переменной, или С. В эксперименте Милгрэма переменной С может быть, например, агрессивность, вызывающая как покорность, так и напряжение; соответственно, связь между А и В не является причинно-следственной. В отсутствие дополнительной информации любое из этих объяснений является возможным. Вот почему с помощью корреляционного исследования практически невозможно установить причину явления.

Экспериментальное исследование предпринимается с целью установления причинно-следственной связи между явлениями. Цель эксперимента — увидеть, что происходит с явлением (например таким, как покорность), когда исследователь намеренно меняет некоторые особенности ситуации, в которых оно возникает («Если я изменю переменную В, приведет ли это к изменениям переменной А?»). Контролируя изменения В, исследователь может прийти к твердому убеждению относительно причины явления, если известно, что А и В связаны между собой. Вместо простого знания о том, что изменения переменной А тесно связаны с изменениями переменной В, экспериментатор может обнаружить, возрастает ли А при росте В, уменьшается ли при ее уменьшении, остается ли неизменной при постоянстве В и т.д. Подобные результаты могут показать, являются ли намеренные изменения В причиной видимых изменений А. Более подробно об экспериментальных исследованиях мы поговорим позже.

Описательный, корреляционный и экспериментальный подходы — это очень широкие категории, используемые при характеристике методов исследования. Они несомненно специфичны для психологии или социальной психологии. Какой из этих подходов будет применен исследователем в его работе, в большой степени зависит от характера проблемы, которую он старается разрешить. Хотя для социально-психологического исследования типично желание проверить какое-либо частное предположение, возможны случаи, когда работа носит предварительный и описательный характер. Если исследователь хочет описать какое-либо явление (например, существует ли оно, каковы условия его возникновения и т.д.), его методы будут отличаться от методов, используемых исследователями, желающими проверить какую-либо гипотезу. Отметим, что описательное исследование часто бывает прелюдией к проверке гипотезы. Например, если в описательном исследовании будет замечено, что явление чаще возникает при определенных обстоятельствах, это наблюдение может быть положено в основу теории, описывающей отношения между явлением и условиями его возникновения. Таким образом, могут быть выдвинуты определенные предположения, подтверждение которых потребует экспериментальной проверки гипотезы. Основная цель большинства социально-психологических исследований — объяснение; этапы достижения его: (1) формирование теоретических утверждений относительно связи конструктов; (2) осуществление эмпирического исследования, в котором факт ее существования должен быть подвергнут проверке. Подобная схема типична для так называемой «психологической социальной психологии».

Основная задача главы — знакомство с методами исследования, используемыми социальными психологами, стремящимися объяснить социальные явления, наблюдая связи между конструктами, разрабатывая теории, объясняющие природу этих связей; выдвигая предположения на основе своих теорий и собирая данные с целью их проверки. Подобные методы наиболее часто используются в социально-психологическом исследовании. Прежде всего, мы хотим помочь читателю научиться оценивать социально-психологические исследования, как они представлены в последующих главах книги. Наша следующая цель — дать начальное представление о проведении исследований различных типов.

Чтобы облегчить описание и обсуждение методов, мы рассмотрим две стороны методологии в отдельности. Сначала опишем различные исследовательские стратегии, т.е. общие подходы к проблеме. Далее перейдем к конкретной исследовательской стратегии — лабораторному экспериментированию, покажем ее выдающееся значение для социальной психологии и отметим основные требования к валидности выводов. После этого мы опишем некоторые наиболее популярные методики сбора данных — специфические процедуры, используемые исследователем при получении информации. Выбор определенной методики будет определяться как замыслом исследователя, так и имеющимися у него возможностями.

Бейсболки из хлопка