Социальная мысль
Одна, изредка именуемая «психологической социальной психологией», развивается в контексте психологии и не выходит за ее рамки. Другая ее ветвь — «социологическая социальная психология», оформившаяся в социологии, преимущественно рассматривает роль общества и подчеркивает его значение. В этой книге мы не собираемся специально рассматривать социологическую социальную психологию, однако сосуществование (скорее, чем кооперация) двух ветвей социальной психологии — это исторический факт. Они обе вносят свой вклад в наше понимание человеческого опыта и поведения в социальном контексте.
Исторически наибольшее количество индивидуалистических идей было высказано в рамках таких философских подходов, как гедонизм и утилитаризм.
Основным тезисом гедонизма является принцип удовольствия, согласно которому мы действуем для того, чтобы оберегать и поддерживать состояние удовольствия и избегать боли. Со времени Иеремии Бентама, преобразовавшего принцип удовольствия в принцип полезности, утилитаризм — доктрина, подчеркивающая стремление к наибольшему счастью наибольшего числа людей, — проник и прочно обосновался в социальной мысли. Среди различных вариантов этого учения и различных комбинаций индивидуализма, утилитаризма и либерализма существует одна традиция, от которой психология ведет свою родословную. Для большинства современных теорий научения и мотивации, многие из которых считаются социально-психологическими, базовая идея удовлетворенности индивида (подкрепление, поощрение, выгода; уменьшение напряжения, диссонанса, неопределенности), является вариациями на тему принципов удовольствия и полезности. Однако только в середине XX в. принцип полезности стал рабочим понятием в теориях принятия решения, когда, например, Эдварде предложил теорию субъективно ожидаемой полезности. В дальнейшем понятие полезности было рассмотрено с различных точек зрения в мультиатрибутивной теории полезности. Оба варианта теории полезности были положительно оценены в теориях, описывающих связь установок и поведения, из которых наибольшее значение имеют теория мотивированного действия и ее модификация — теория запланированного поведения. Идея полезности и удовлетворения также присутствует в теориях социального обмена и взаимозависимости.
Другая «неувядающая» тема в социальной мысли, скорее относящаяся к социальной психологии, чем продолжающая в ней существовать, — это власть и ее роль в социальных отношениях. В социальной философии тема власти, иногда в тесной связи с темой эгоизма, представлена наиболее значительно. Это прежде всего идеи, высказанные Макиавелли, представления Томаса Гоббса о естественном состоянии человечества как «войны всех против всех» и ницшеанские представления о «воле к власти».
В социальной психологии идея социальной власти (и социального влияния) присутствует в теории поля и теории социального обмена. В контексте левиновской теории поля термином «власть» обозначается потенциальное (индивидуальное или групповое) влияние на «других», тогда как термины «контроль» и «влияние», как правило, используются при характеристике непосредственно осуществляемого действия. Направления исследования власти или, со времен Френча и Рейвена, различных типов власти, рассматриваемых как источники влияния — это проблема агрессии, конформность по отношению к групповому давлению и подчинение авторитету; последние исследования посвящены власти языка.