Направления и отрасли современной социальной психологии

Независимо от «европейских корней» и влияния эмиграции из стран, оккупированных нацистами, именно американская социальная психология после 1945 года помогла европейцам развить свою науку. Однако является ли эта столь необходимая поддержка «интернационализацией» науки?

Как известно, возникновение социальной психологии можно отнести к началу XX в. Авторы многих американских руководств предпочитают указывать 1898 г. как момент проведения первого социально-психологического эксперимента и 1908 как год появления первых двух учебников. На самом деле обе эти даты ошибочны; однако нет смысла заменять их другими «премьерами». В конце XIX в. существовали не только Volkerpsychologie и психология толпы. Термин «социальная психология» мы также можем применить и к проводимым в то же время исследованиям индивида в обществе, или «психологии общества». Уже в самых первых программах социальной психологии присутствуют два различных акцента, о которых говорилось выше. Это (1) психологическая социальная психология, имеющая дело с индивидом и интра-индивидуальными процессами; (2) социологическая социальная психология, фокусировавшая внимание на роли социального (структурного) контекста в субъективных процессах. Хотя наиболее цитируемые издания 1908 г. не были первыми учебниками социальной психологии, они хорошо представляют оба этих направления. «Введение в социальную психологию» Мак-Даугалла посвящено «природным пристрастиям и способностям индивидуального человеческого разума», т.е. это индивидуалистический подход в социальной психологии как он был понят теорией инстинктов. В современной терминологии — это теория мотивации. Социолог Росс рассмотрел в своей «Социальной психологии» «планы и действия, возникающие у людей вследствие их объединения». Его интересовало единообразие, возникающее вследствие социального влияния, обусловленного взаимодействием; анализ Росса частично выполнен в традиции психологии толпы. Рассматривая историю социальной психологии, Пепитон совершенно справедливо утверждает, что «коллективная социальная психология в трактовке Росса, по большей части, остается в рамках социологии», тогда как для психологии «индивид — это самостоятельная реальность», и социальная психология должна из этого исходить.