Познание

Представим себе Гарри Олдса, сорокалетнего менеджера по персоналу. Он проводит собеседование с претендентами на вакантную должность. Одна женщина представляет себя следующим образом: «Я не совсем уверена, что смогу справиться с этой работой прямо сейчас, но мне очень хочется ее освоить и, надеюсь, я могу ей обучиться». Как Гарри Олдс может интерпретировать это утверждение? С одной стороны, он может заключить, что соискательница недостаточно подготовлена и, следовательно, ненадежна. С другой стороны, он может подумать, что соискательница мотивирована, честна и не переоценивает своих возможностей. Как, по вашему мнению, Гарри Олдс интерпретирует высказывание соискательницы? Примет ли он ее на работу?

Подробнее...

В чем состоит социальность социального познания?

Акцент на познавательных процессах — это только одна сторона проблемы социального познания. Второй акцент следует делать на социальности природы переработки информации. После краткого знакомства с упомянутыми выше исследованиями может возникнуть вопрос, в чем состоит отличие социального познания от познания неодушевленных объектов? Во-первых, и это наиболее очевидно, исследования социального познания специфичны в силу социальной природы стимула и его отношения к воспринимающему индивиду. Например, в отличие от суждений об объектах, суждения о других людях обычно более сложны, а сами люди, о которых эти суждения выносятся, склонны меняться (в частности, когда они начинают осознавать, что являются объектами наблюдения). Кроме того, обычно существует выраженная связь с личностью наблюдателя, дополнительно усложняющая процесс.

Социальный аспект, однако, не ограничивается только природой стимула как такового. Как вы помните, по мнению Пиаже, маленькому ребенку трудно изучать язык только с помощью радио, и социальное взаимодействие в группах сверстников жизненно необходимо для его познавательного развития. Центральный тезис нашей главы — (социальное) познание является истинно социальным процессом.

Подробнее...

Стадии переработки социальной информации

Какие эмпирические данные, получаемые в столь обманчивом окружении, позволяют нам судить о процессе переработки информации человеком? Можно подобно когнитивным психологам выстроить некоторую постадийную последовательность из познавательных процессов. Во-первых, нужно воспринять наблюдаемые стимульные события, а затем декодировать и интерпретировать их. Процесс декодирования в значительной степени определяется ранее полученным знанием, хранящимся в памяти.

Подробнее...