Познание

Первое утверждение (один из основополагающих тезисов) формулируется следующим образом: (социальные) суждения только отчасти определяются стимулами актуальной ситуации, например заявлениями претендента на вакантную должность. Наши суждения также в значительной степени зависят от имеющегося у нас знания, привносимого в нынешние обстоятельства. В результате заявление соискателя может вызвать множество реакций. Реакции Гарри Оддса будут очень различными, если его сексистский стереотип предполагает ненадежность женщин вообще и их непригодность для работы, или наоборот, если он считает, что женщины часто высоко мотивированы и быстро приспосабливаются к новым ситуациям. В зависимости от того, какое знание преимущественно будет влиять на его интерпретации, Гарри будет задавать различные вопросы, обращая внимание на те или иные стороны ситуации, а в дальнейшем в его памяти сохранятся различные детали собеседования.

Второе утверждение, заимствованное из когнитивной психологии, гласит: наше мышление в значительной степени ограничено возможностями по переработке информации. Во многих ситуациях люди не имеют времени и средств рассмотреть всю информацию, имеющую отношение к проблеме. Более того, даже если они имеют все необходимые познавательные ресурсы, им часто не хочется вникать в ситуацию глубоко. Предполагается, что возможности переработки информации и мотивация определяют степень, до которой индивиды продумывают частную ситуацию. Глубина переработки в значительной степени определяется влиянием на познавательные процессы уже присутствующей информации. Иначе говоря, чем меньше возможности переработки и ниже мотивация, тем в большей степени «старое» знание влияет на переработку поступающей новой информации (процесс переработки информации «сверху-вниз»).

Наоборот, чем более значительные ресурсы задействованы, тем выше вероятность, что новая информация изменит прежнее знание (процесс переработки информации «снизу-вверх»). В итоге на окончательные суждения существенно повлияет общий объем или глубина переработки. Поэтому не удивительно, что эта концепция играет ключевую роль в теориях социального познания. Третье утверждение: когнитивные процессы могут различаться по степени их автоматизированности и доступности произвольному контролю. Некоторые процессы контролировать проще, чем другие. Например, когда это необходимо, индивиды могут активно извлекать из памяти определенные сведения, скажем, вспоминать о том, как работал соискатель в центре оценки персонала. Однако информация может актуализироваться и автоматически. Если, например, отнести человека к определенной группе (соискательница-«женщина»), обобщенные ожидания в отношении ее членов могут всплыть в сознании автоматически.

Глава посвящена некоторым основным разработкам в области исследования социального познания. Мы рассмотрим, как существующие у человека предположения связаны со структурой социального знания и как они влияют на процесс переработки социальной информации. Однако перед этим мы вкратце рассмотрим, что представляет собой социальное познание.