Структура человеческого знания

Как знание о социальном мире и окружающей среде организовано в памяти и какие единицы хранения знания можно выделить? Есть несколько основных понятий. Термин категория обозначает элементарную структуру знания, соответствующую отдельному понятию или классу объектов. Опознание воспринимаемого объекта как относящегося к определенной категории (например, человека как относящегося к категории «женщин») позволяет получать больше информации, чем в действительности содержится в стимуле. Подобные выводы, основанные на использовании категорий, оказываются валидными во многих случаях (поскольку многие женщины на самом деле могут обладать свойствами, типичными для данной категории). Однако категории иногда приводят к ошибочным выводам относительно объектов, менее типичных с точки зрения категории, под которую они подпадают. Например, вывод о том, что «женщины ставят свои подписи в защиту закона о разрешении абортов», может быть несправедливым в отношении определенной женщины, которая обладает всеми прочими признаками своей половой категории, но выступает против абортов по этическим соображениям. Применительно к описанию человека на основании его членства в группе более правильно использовать понятие стереотипа. Хотя стереотипы значительно больше «нагружены» эмоциями и личностными оценками, они подчиняются тем же правилам, что и прочие категории.

Люди взаимодействуют с миром, оперируя множеством категорий, приобретенных ранее в процессе обучения. У нашего знакомого менеджера по персоналу Гарри Олдса были сформированы категории в отношении соискателей женского и мужского пола, женственности и мужественности, профессий, орудий и инструментов, политических взглядов, увлечений, музыки и писателей. Оснащенное подобными знаниями, его «восприятие» будет содержать в себе больше информации, чем актуально содержится в стимуле.

Как категории представлены в памяти? Утверждается, что они хранятся в форме прототипов. Прототип можно определить как общую или усредненную тенденцию категории (например, общая установка относительно черт женственности у женщин). Некоторые специфические объекты могут восприниматься как несоответствующие прототипу, хотя они также относятся к данной категории. Например, хотя пингвины относятся к категории «птиц», они воспринимаются как не соответствующие ее прототипу. Категории также могут храниться в памяти в виде частных репрезентаций. В этом случае знание о «женщинах» основывается на воспоминаниях о конкретных случаях (например, о встречах с отдельными лицами, относящимися к данной категории).

Большая часть социального знания организована иерархически, от абстрактного к конкретному, причем абстрактное знание допускает больше возможностей для выводов, чем знание специфическое. Помимо различий по уровню абстракции, категории могут различаться по содержанию. Как уже было отмечено, стереотипы отражают свойства, связываемые с определенной социальной группой. Кроме того, категории также могут содержать в себе представления о собственном Я. Структуры знания, описывающие стандартные последовательности действий, событий и состояний, называют скриптами, или сценариями. Это могут быть сценарии прохождения контроля в аэропорту, посещения церкви, выпивки в баре или празднования Рождества. У Гарри Олдса, конечно, имелся хорошо отработанный сценарий проведения собеседования при приеме на работу, и его оценка определялась тем, насколько этому сценарию соответствовало поведение соискателя.