Структура человеческого знания

Как знание о социальном мире и окружающей среде организовано в памяти и какие единицы хранения знания можно выделить? Есть несколько основных понятий. Термин категория обозначает элементарную структуру знания, соответствующую отдельному понятию или классу объектов. Опознание воспринимаемого объекта как относящегося к определенной категории (например, человека как относящегося к категории «женщин») позволяет получать больше информации, чем в действительности содержится в стимуле. Подобные выводы, основанные на использовании категорий, оказываются валидными во многих случаях (поскольку многие женщины на самом деле могут обладать свойствами, типичными для данной категории). Однако категории иногда приводят к ошибочным выводам относительно объектов, менее типичных с точки зрения категории, под которую они подпадают. Например, вывод о том, что «женщины ставят свои подписи в защиту закона о разрешении абортов», может быть несправедливым в отношении определенной женщины, которая обладает всеми прочими признаками своей половой категории, но выступает против абортов по этическим соображениям. Применительно к описанию человека на основании его членства в группе более правильно использовать понятие стереотипа. Хотя стереотипы значительно больше «нагружены» эмоциями и личностными оценками, они подчиняются тем же правилам, что и прочие категории.

Люди взаимодействуют с миром, оперируя множеством категорий, приобретенных ранее в процессе обучения. У нашего знакомого менеджера по персоналу Гарри Олдса были сформированы категории в отношении соискателей женского и мужского пола, женственности и мужественности, профессий, орудий и инструментов, политических взглядов, увлечений, музыки и писателей. Оснащенное подобными знаниями, его «восприятие» будет содержать в себе больше информации, чем актуально содержится в стимуле.

Как категории представлены в памяти? Утверждается, что они хранятся в форме прототипов. Прототип можно определить как общую или усредненную тенденцию категории (например, общая установка относительно черт женственности у женщин). Некоторые специфические объекты могут восприниматься как несоответствующие прототипу, хотя они также относятся к данной категории. Например, хотя пингвины относятся к категории «птиц», они воспринимаются как не соответствующие ее прототипу. Категории также могут храниться в памяти в виде частных репрезентаций. В этом случае знание о «женщинах» основывается на воспоминаниях о конкретных случаях (например, о встречах с отдельными лицами, относящимися к данной категории).

Большая часть социального знания организована иерархически, от абстрактного к конкретному, причем абстрактное знание допускает больше возможностей для выводов, чем знание специфическое. Помимо различий по уровню абстракции, категории могут различаться по содержанию. Как уже было отмечено, стереотипы отражают свойства, связываемые с определенной социальной группой. Кроме того, категории также могут содержать в себе представления о собственном Я. Структуры знания, описывающие стандартные последовательности действий, событий и состояний, называют скриптами, или сценариями. Это могут быть сценарии прохождения контроля в аэропорту, посещения церкви, выпивки в баре или празднования Рождества. У Гарри Олдса, конечно, имелся хорошо отработанный сценарий проведения собеседования при приеме на работу, и его оценка определялась тем, насколько этому сценарию соответствовало поведение соискателя.

Влияние социального знания, хранящегося в памяти, зависит не столько от его содержания или оформления индивидуальных категорий, сколько от типа взаимосвязей между ними. Ассоциативная сеть (рис. 5.3), объединяющая множество категорий памяти, преимущественно, организована по принципу смыслового (семантического) сходства.