Структура человеческого знания

Влияние социального знания, хранящегося в памяти, зависит не столько от его содержания или оформления индивидуальных категорий, сколько от типа взаимосвязей между ними. Ассоциативная сеть (рис. 5.3), объединяющая множество категорий памяти, преимущественно, организована по принципу смыслового (семантического) сходства.

Сходные по смыслу категории (имеющие много общих черт) функционально ближе друг другу, чем несхожие. Когда Гарри Олдс думает об одной категории (женщины), связанные с ней другие категории (активность, половые роли, лесбиянки) вызывают близкие ассоциации, приводящие к выводам, направляемым существующим у менеджера знанием.

Рис. 5.3 Схематическое изображение сетевой ассоциативной модели

В свете изложенного становится ясно, что использование частной структуры знания существенно зависит от ее связей с другими единицами хранения. Этот аспект прекрасно иллюстрирует классическая работа Соломона Эша. Эш знакомил испытуемых со списками прилагательных, характеризующих личностные черты, и просил поделиться своими впечатлениями. Он обнаружил, что впечатление, создаваемое списком из семи черт (интеллектуальный, обученный, трудолюбивый, теплый, решительный, практичный, предусмотрительный), кардинальным образом менялось при замене всего одной черты. Интересно, что имело значение, какое именно прилагательное было заменено. Например, замена слова «теплый» словом «холодный» было более значимым, чем замена «любящий приключения» на «не любящий приключения». Эш назвал такие черты центральными. Он также обнаружил, что слова, предъявляемые первыми в списке, оказывают более сильное влияние на впечатление испытуемых, чем черты, упомянутые в конце. Эффект первичности, однако, может быть ограничен суждениями, выносимыми «здесь-и-сейчас», в данной конкретной ситуации. Когда суждения формируются позже, на основе воспоминаний («внеситуативные», или «основанные на памяти» суждения), информация из конца списка иногда оказывается более значимой, в частности, за счет ее преимуществ при сохранении.