Восприятие и внимание

Представьте, что вы на вечеринке в одной комнате со многими людьми. Некоторые группы оживленно беседуют, и вы болтаете тоже. В подобной ситуации существует бесчисленное множество стимулов, которые могут регистрировать ваши органы чувств. Можно направить внимание на то, что говорят разные люди, на высказывания и невербальные реакции их партнеров, на звуки музыки, запахи еды, вкус вина и многое другое.

Основная посылка психологии социального познания состоит в том, что способность человека перерабатывать информацию ограничена. Мы не можем обрабатывать все стимулы, достигающие наших сенсорных систем. Предположим, вас впоследствии спросят, о чем говорили люди в дальнем углу комнаты. Вероятно, у вас не будет на этот счет никаких идей. Очевидно, что содержание разговора будет вами утрачено, хотя его звуки достигали ваших ушей. Теперь вообразите, что вы услышали, что кто-то из дальней группы произнес ваше имя. Даже если вы будете поддерживать разговор со своими собеседниками, вы вероятно, уделите часть своего внимания тому, другому разговору и впоследствии сможете воспроизвести какие-то его фрагменты.

Приведенный пример показывает, каким образом способность направлять внимание на специфические объекты внешней среды позволяет нам преодолевать ограничения системы по переработке информации. Возникает вопрос: какие объекты или события привлекают наше внимание? Во-первых, специфический стимул может иметь в определенном контексте отличительные признаки. Например, невысокий член команды баскетболистов или, наоборот, единственный великан среди миниатюрных гимнастов, вероятно, привлекут наше внимание. Отметим, что это не есть признаки стимула как такового, но проявление их отношения к контексту, создающее их заметность («выпуклость»).

Во-вторых, стимул может привлечь наше внимание своей неожиданностью. Наконец, мы обращаем внимание на стимулы, которые кажутся особенно соответствующими нашим целям в данный момент.