Декодирование и интерпретация

Восприняв специфический стимул, мы должны декодировать его, т.е., используя данные памяти, приписать ему значение. Декодирование обеспечивают различные процессы, происходящие во время преобразования внешнего стимула в его внутреннее отображение. Декодирование завершается, когда новый стимул ставится в соответствие чему-то, что мы уже знаем. Представьте, что вы ведете машину и видите белые буквы СТОП на красном фоне. Вы можете категоризовать этот новый стимул, отнеся его к определенной смысловой категории, а именно, к категории знаков остановки. При этом то. что вы уже о ней знали, поможет вам интерпретировать значение стимула. Как только стимул оказывается категоризованным. содержание восприятия обогащается знанием, которого реально в стимуле нет. Эффект «выхода за пределы предъявленной информации» проявляется, когда Гарри Олдс категоризует новое лицо как «женщину», а не «мужчину», и приписывает ему определенное поведение, описания которого содержат его сексистские категории. Точно так же, легкомысленное поведение (например, делание чего-либо без разрешения) в отношении мужчины может быть воспринято как «независимое», а в отношении женщины как «небрежное». Необходимо помнить, что восприятие зависит от доступности категории, содержащей в себе наши знания о внешнем мире. Судьба стимула часто зависит от того, какая категория окажется доступной в момент его восприятия, особенно, когда стимул неоднозначен и допускает различные истолкования.

Какие факторы определяют вероятность того, что категория попадет в рабочую память воспринимающего? Во-первых, это частота ее использования. Категории, к которым субъект обращается часто, долее доступны, чем те. которые используются редко. Во-вторых. категории, использовавшиеся недавно, более доступны по сравнению с теми, которые использовались давно. В эксперименте эффект предшествования (прайминг) в отношении определенных категорий можно создать, предъявляя стимулы-ключи.

В качестве иллюстрации опишем известный эксперимент Хиггинса и его коллег. У испытуемых на основе текстуального описания формировалось впечатление о человеке, как весьма уверенном в себе и вовлеченном во многие рискованные и опасные занятия. Фактическая сторона характеристики была очевидна (смелость и независимость), однако тон описания был неясен и допускал как положительные, так и отрицательные толкования. Одно и то же поведение могло быть воспринято как «уверенное и упорное» или как «безрассудное и отчужденное».

«Ключом» к оценочному восприятию текста являлась задача на вербальное научение. Испытуемые решали ее до работы над текстом характеристики, и внешне она воспринималась независимо от задачи на формирование впечатления. Испытуемые должны были за S—10 секунд запомнить некоторые слова, одновременно называя цвета предъявлявшихся слайдов. Слова, предлагавшиеся для запоминания, отличались по своей оценочной окраске и применимости к описаниям поведения (четыре экспериментальных условия). В условии «положительные — применимые» слова относились к одобряемым личностным чертам, прямо относящимся к содержанию характеристики человека (например, это были слова «любящий приключения», «уверенный в себе», «независимый», «упорный»). В условии «отрицательные — применимые» слова тоже подходили для описания человека, но имели негативный смысл (например, «безрассудный», «самодовольный», «отчужденный», «упрямый»). В двух остальных условиях ключевые слова были «положительными — неприменимыми» (послупшый, аккуратный, насмешливый, благодарный) или «отрицательными — неприменимыми» (бесперспективный, вялый, неуклюжий, хитрый).

Предварительная работа с положительно окрашенными категориями вызывала более благоприятное впечатление о человеке, которому- давалась характеристика, чем работа с отрицательными. Эффект был даже более выраженным при интервале между заданиями от 10 до 14 дней. Однако эффект предшествования (прайминга) проявлялся только в отношении слов, содержательно связанных с характеристикой; работа с «неприменимыми» словами никак не влияла на формирование впечатления о человеке.

Влияние предварительной информации не ограничивается только оценочными суждениями. Эффект предшествования (прайминг) обнаруживает себя в широком спектре суждений, выводов, задач на воспроизведение или принятие решений. Более того, недавние работы показали, что он может непосредственно влиять на социальное поведение. Когда испытуемые работали с понятием «грубости», они прерывали экспериментатора чаще и поспешнее, чем участники эксперимента, которым предъявлялись нейтральные или «вежливые» слова.