Декодирование и интерпретация

Механизм влияния ключевой категории можно объяснить на основании теории ассоциативных сетей. Согласно данной теории понятия представлены в памяти человека в виде узлов, расстояния между которыми свидетельствуют о степени их различия. Чем больше два понятия сходны по значению, тем меньше расстояние между отображающими их узлами памяти. Таким образом. эффект предшествования можно представить себе как процесс распространения активации от одного, ключевого, узла сети к соседним. Степень выраженности эффекта ослабевает с увеличением расстояния от источника активации. Если в задаче на вербальное научение были активированы узлы «дерзкий» и «отчужденный», активация могла распространиться на другие негативно окрашенные узлы памяти, имеющие отношение к авантюрному поведению. Вследствие этого отрицательные понятия оказались более доступными и последующие суждения выносились испытуемыми в том же оценочном ключе.

Использование ключевых стимулов является одним из наиболее распространенных методов исследования социального познания. С его помощью были обнаружены некоторые важные условия, ограничивающие проявление данного эффекта, время его срабатывания и осознанность процесса активации. Рассмотрим эти результаты в отдельности.

Начнем с условия применимости. Кажется правдоподобным, что влияние ключевых слов в экспериментах Хиггинса и его коллег было наиболее выражено при использовании «применимых» прилагательных, поскольку ключевые слова («дерзкий», «отчужденный») и активированные описания поведения (например, «затяжные прыжки с парашютом» или «пересечение Атлантического океана в шлюпке») относились к узлам, близко расположенным в ассоциативной сети. Суждения относительно этих специфических свойств, таким образом, были вызваны активацией наиболее применимых категориальных узлов памяти.

Теория однако не исключает роли «неприменимых» ключей, которые обеспечивают только положительный или отрицательный характер суждения без его точного соответствия содержанию материала. Ключевые слова, использовавшиеся Хиггинсом и его коллегами, были достаточно однородными и относились к одному и тому же типу поведения. Если же использовались «просто» положительные или отрицательные слова, применимые к широкому спектру значений, эффект предшествования проявлялся в большем количестве случаев, но в меньшей степени. В этих случаях процедура оценочного прайминга вызывала диффузное чувство «приятности» или «неприятности» описываемого человека.

Второе ограничение — это временные параметры эффекта недавности. В эксперименте Хиггинса и его коллег категории, обозначавшие личностные черты, предъявлялись перед декодированием описания поведения. Некоторые исследования показывают, что к ключевым стимулам особенно чувствительна стадия декодирования. В одном из экспериментов менялся порядок предъявления ключевого воздействия, стимула и задачи на вынесение суждения. Эффект был обнаружен только тогда, когда ключ предъявлялся перед основным стимулом, и никак не обнаруживался при предъявлении ключа после декодирования стимула. Однако есть основания утверждать, что при определенных условиях уже сформированное впечатление может быть изменено ключевыми категориями, предъявляемыми после основного стимула. В другой работе испытуемые знакомились с текстом, описывающим женщину Бетти К. и создающим о ней умеренно приятное впечатление. Далее, участники одного из экспериментальных условий получали дополнительные сведения о Бетти К. как о лесбиянке. Активация этой категории заметно ухудшала мнение о Бетти, а суждения испытуемых основывались уже на стереотипе «лесбиянки». Таким образом, принципиально возможно ретроспективное влияние сформированных категорий памяти даже по окончании декодирования нового стимула.

Интерпретация стимула в заранее заданном ключе не требует специального намерения или осознания. Смысловые категории предъявляются так быстро, что осознание стимула оказывается невозможным. Наоборот. высокая степень осознания может разрушить или даже придать эффекту предшествования обратный знак. Если у испытуемых возникает чувство, что слишком явные установочные процедуры влияют на формирование ими собственного впечатления, они намеренно могут изменить его в противоположном направлении. Ломбарди и его коллеги использовали ключевые и стимульные материалы, идентичные тем. которые применялись в эксперименте Хиггинса и его коллег. Было показано, что характер суждений изменялся у тех испытуемых, которых просили повторять понятия, предлагавшиеся им в предварительной задаче на словесное научение. Также было обнаружено, что эффект предшествования исчезал и даже приобретал противоположный знак, когда итоговые суждения воскрешали в памяти ситуацию предъявления ключевого стимула. Таким образом, осознание не является предпосылкой эффекта предшествования и даже может с ним конкурировать.