Декодирование и интерпретация

Во многих работах исследовалась роль стереотипов, в дальнейшем ходе эксперимента влиявших на декодирование и интерпретацию социального поведения. Стереотипы срабатывают также, как и любые другие структуры знания. Они помогают декодировать специфические ситуации и могут содействовать «экономии энергии». Отнесение индивида к стереотипной категории (например, к «лесбиянкам») экономит умственные усилия. В дальнейшем эта категория может использоваться при формировании выводов и прогнозов относительно субъекта. До тех пор пока интерес и мотивация в отношении переработки информации низки, формирование социальных суждений происходит по энергосберегающему принципу и направляется данными памяти. Только исключительные обстоятельства вовлекают произвольные суждения в стереотипную обработку информации о конкретном индивиде. Как правило, при низкой мотивации и ограниченности возможностей переработки стереотипы оказывают существенное влияние на восприятие. Их роль снижается, когда мотивация и возможности переработки информацни возрастают. При исследовании роли мотивации было обнаружено, что стереотип «шизофреники» влиял на оценку поведения человека, отнесенного к данной категории. Влияние данного стереотипа уменьшалось, если участники эксперимента знали, что при решении следующей экспериментальной задачи им придется с этим человеком сотрудничать. По-видимому, ожидаемое взаимодействие влияло на сознательное намерение внимательнее отнестись к имеющимся сведениям, а не просто воспользоваться готовым стереотипом. Сходные данные также были получены при исследовании роли возможностей по переработке информации. Влияние стереотипов было более выражено при лимите времени или сложности решаемой задачи.

Боденхаузен сообщает, как возможности по переработке определяют влияние стереотипов. Его изобретательное исследование было основано на предположении. что индивиды имеют различные циркадные ритмы, и их когнитивные возможности зависят от времени дня. На основании результатов предварительных тестов Боденхаузен разделил испытуемых на «жаворонков» и «сов». Задача заключалась в том. чтобы определить степень виновности человека, подозреваемого в физическом насилии. Подозреваемый представлялся испытуемым — студентам-американцам — как Роберт Гарнер или как Роберто Гарсиа. Предполагалось, что второе имя активизирует стереотипы испытуемых относительно «латиноамериканцев». Поскольку обе группы испытуемых работали с одними и теми же описаниями, различие их оценок определялось только действием социального стереотипа. Опыты поводились рано утром, днем или вечером. Если опыт приходнлся на утро (на 9 часов), «совы» давали более стереотипные суждения (считали
латиноамериканца Роберто Гарсиа более агрессивным по сравнению с Робертом Гарнером), чем «жаворонки».

Наоборот, суждения «жаворонков» были более стереотипными (по сравнению с суждениями «сов»), если опыты проводились в более позднее время (в 15 и 20 часов). По-видимому, ограниченная возможность переработки информации у «сов» утром и «жаворонков» вечером побуждала их в интерпретации ситуации использовать стереотипы.