Подтверждение и опровержение социальных гипотез

В повседневной жизни такие познавательные процессы, как восприятие, декодирование, организация и суждение включены в целенаправленную деятельность или в решение проблемы. Учительница должна оценить успехи своих учеников, менеджер по персоналу (такой, как Гарри Олде), — отдать предпочтение только одному соискателю; вообще всем нам необходимо структурировать социальный мир, поскольку мы формируем представления о различных социальных группах.

Все эти процессы предполагают проверку социальных гипотез относительно способностей учащихся, квалификации претендентов на вакантную должность или признаков социальных групп. Проверку социальной гипотезы можно представить себе как всеобъемлющее преобразование имеющегося знания в свете новых стимульных данных. Этот процесс крайне консервативен. По многим причинам ожидания и стереотипы, от которых следовало бы отказаться, часто сохраняются. Ожидания могут возникнуть в отсутствие какого-либо «объективного» подкрепляющего их доказательства. Люди часто создают для себя реальность такой, какой им бы хотелось ее видеть, а «самореализующиеся пророчества» уменьшают значимость доказательств, не вписывающихся в сложившуюся схему. Люди могут специально искать подтверждения своим суждениям. Когда факт противоположного звучания невозможно отвергнуть, его можно рассмотреть вне сложившейся гипотезы. Неоднозначная информация может быть истолкована в соответствии с имеющейся гипотезой.