Стереотипы и иллюзорные корреляции

Использование социальных стереотипов равнозначно проверке гипотезы относительно интуитивно ожидаемых корреляций между членством в группе и особенностями поведения. Сексистский стереотип Гарри предполагает корреляцию между тендерной группой и формальным мышлением, в том смысле, что логические способности у девочек хуже, чем у мальчиков. Как уже было показано, подобная ожидаемая корреляция может повлиять на все стадии переработки информации. Гаррн склонен оценивать способности к логике женщин и девочек более негативно, поскольку он с большей готовностью извлекает из памяти информацию, соответствующую его стереотипу. Он также эффективнее включает подобные сведения в общую структуру памяти. Стереотип даже может смодулировать его восприятие и внимание таким образом, что одно и то же логическое достижение мальчика и девочки он «воспримет» по-разному.

Когда ожидания, вызываемые стереотипами, противоречат истинным корреляциям между сериями наблюдений, мы говорим об иллюзорных корреляциях, акцентируя внимание на нелогичности стереотипного мышления. Гамильтон и Роз предъявляли испытуемым серии предложений, имеющих отношение к трем профессиональным группам (бухгалтеры, врачи, торговцы) и описывающих их представителей с точки зрения двух личностных свойств. Стимулы различались по степени соответствия профессиональным стереотипам (например, «бухгалтер — старательный» или «бухгалтер — помогающий людям»). Фразы были составлены таким образом, что корреляции между личностными чертами и типами профессий могли быть только нулевыми (т.е. к представителям каждой профессии одни и те же описательные признаки применялись по два раза). Несмотря на это. суждения испытуемых относительно частоты упоминания тех или иных личностных свойств определялись их стереотипными представлениями о профессиях.

Иначе говоря число проб, в которых прилагательное соответствовало стереотипу, переоценивалось («старательность» лучше запоминалась применительно к бухгалтерам, чем к торговцам). Поскольку практически невозможно запомнить большое количество ассоциаций, касающихся свойств той или иной профессиональной группы, суждения часто основываются на домыслах, а те. в свою очередь, порождаются стереотипами. Было показано, что иллюзорная корреляция возникала. когда участникам эксперимента сообщалось о том. что студенты более либерально относятся к учебе, чем консервативные служащие. В этих опытах частотные суждения определялись установкой, а иллюзия вызывалась ее влиянием на восприятие и понимание материала. Одни и те же фразы воспринимались по разному. если применялись к описанию служащих и студентов. Процесс переработки информации с необходимостью зависит от чувств человека и эффективно окрашенных предрассудков и по самой своей природе направляется ожиданиями: это универсальный источник формирования стереотипов.

Продолжая наш пример. можно сказать, что когда девочки чаше и очевиднее демонстрируют успехи в формальном мышлении, их способности к логике оказываются незамеченными или забытыми. Ведь актуальные следы памяти угасают, а стереотипы живут и определяют процесс конструирования сведений в памяти. Этот порочный круг бывает трудно разорвать, поскольку стереотип меняется с трудом, даже если факты ему противоречат. Стереотипы сохраняются даже в тех случаях, когда противоречащие им сведения непосредственно относятся к представителям определенной группы. Если девочка, вопреки сложившемуся стереотипу, демонстрирует блестящие логические способности, в нашем восприятии она все равно остается «девочкой», по крайней мере, в некоторых отношениях (одежда, внешность, увлечения). В подобных случаях в рамках единого стереотипа формируется подтип, и тем самым исходная структура памяти защищается от ошибки. Иначе говоря, математически одаренная девочка — в рамках стереотипа — может быть отнесена к подтипу, сходному с мальчиками и расцениваемому как исключение.