Распределение стимульной информации

Чтобы понять социальное познание и поведение, необходимо описать ситуацию, в которой стимул воздействует на индивида. В заключительном разделе главы мы рассмотрим взаимоотношения между познавательными процессами и влиянием внешней среды применительно к трем интригующим проблемам. Сначала мы покажем, что направление суждений может отражать распределение стимулов в социальном мире еще до того, как вступят в игру когнитивные искажения или мотивационные факторы. Затем мы кратко остановимся на роли языка как значимого аспекта среды, окружающей человека. Наконец, мы рассмотрим, как взаимодействуют познание и эмоциональные состояния.

Истоки познавательной установки, часто можно найти в особенностях предъявления стимула. Гамильтон и Гиффорд составили перечни социально желательного и отвергаемого поведения и, чтобы избежать ассоциаций с реальными группами, приписали их условным группам А и В. Списки состояли из 18 положительных и восьми отрицательных примеров поведения (группа А) и девяти положительных и четырех отрицательных примеров поведения представителей меньшей по объему группы В. Соотношение положительных и отрицательных поступков в обеих группах было одинаковым (18+/8- = 9+/4-); поэтому нельзя было назвать какую-то из групп более «плохой». Однако стимулы были распределены неравномерно. Наблюдений за группой В было меньше; поэтому она воспринималась как меньшинство, а группа А — как большинство. В обоих случаях негативное поведение упоминалось реже позитивного, что соответствует социальной реальности, поскольку именно оно считается «девиантным». Таким образом, стимульный материал Гамильтона и Гиффорда являлся экспериментальным аналогом реального социального окружения, в котором большинство и меньшинство не различаются по своим положительным качествам. Тем не менее отрицательное мнение сформировалось в отношении меньшинства В. Этот факт продемонстрировали итоговые оценки впечатлений испытуемых относительно обеих групп. В обоих случаях позитивное поведение оценивалось через его соотношение с негативным, а в тесте на воспроизведение хорошие поступки чаще вспоминались в связи с большинством (группа А), чем с меньшинством (группа В).

Этот феномен воспроизводился во многих экспериментах, и его можно считать постоянным источником нападок на социальные меньшинства. Одно из возможных объяснений отрицательного отношения к поведению меньшинств с точки зрения познавательных процессов — это иллюзия, создаваемая установкой в отношении наиболее редких событий (отрицательные действия), воспринимаемых как особенно яркие и заметные. Разумеется, они и запоминаются лучше по сравнению с основной информацией. Однако последующие работы показали, что иллюзия возникает даже тогда, когда преимущественное запоминание редких событий исключается. Когда вероятность запоминания всех стимульных событий одинакова, преобладание «хороших» поступков представителей большинства над «плохими» более заметно просто потому, что отношение 18+/8- (группа А) основано на большем количестве наблюдений, чем отношение 9+/4- (группа В). Все теории научения предсказывают, что увеличение количества проб улучшает запоминание; иначе говоря 26 (18 + 8) проб, характеризующих большинство (группа А), содержат больше позитивных данных, чем 13 (9 + 4) упоминаний о поведении представителей меньшинства (группа В). Таким образом, то, что казалось только результатом познавательной установки, на самом деле является следствием распределения стимулов в среде.