Стереотипы и иллюзорные корреляции

Использование социальных стереотипов равнозначно проверке гипотезы относительно интуитивно ожидаемых корреляций между членством в группе и особенностями поведения. Сексистский стереотип Гарри предполагает корреляцию между тендерной группой и формальным мышлением, в том смысле, что логические способности у девочек хуже, чем у мальчиков. Как уже было показано, подобная ожидаемая корреляция может повлиять на все стадии переработки информации. Гаррн склонен оценивать способности к логике женщин и девочек более негативно, поскольку он с большей готовностью извлекает из памяти информацию, соответствующую его стереотипу. Он также эффективнее включает подобные сведения в общую структуру памяти. Стереотип даже может смодулировать его восприятие и внимание таким образом, что одно и то же логическое достижение мальчика и девочки он «воспримет» по-разному.

Подробнее...

Подтверждение собственных гипотез

Тенденция гипотетических ожиданий превращаться в социальную реальность не определяется исключительно скрытыми от внешнего наблюдателя процессами переработки информации, такими, как восприятие, декодирование, извлечение сведений из памяти и формирование суждений. Как правило, человек судит об истинности своих социальных гипотез на основании результатов социального взаимодействия. В серии захватывающих исследований Снайдера и Сванна испытуемых просили оценить своего партнера по взаимодействию как «экстраверта» и «интроверта» (в различных экспериментальных условиях). Была обнаружена выраженная зависимость конечного впечатления от установки, создаваемой инструкцией. Когда требовалось определить, является ли интервьюируемый «экстравертом», партнер по общению и расценивался как «экстраверт».

Подробнее...

Распределение стимульной информации

Чтобы понять социальное познание и поведение, необходимо описать ситуацию, в которой стимул воздействует на индивида. В заключительном разделе главы мы рассмотрим взаимоотношения между познавательными процессами и влиянием внешней среды применительно к трем интригующим проблемам. Сначала мы покажем, что направление суждений может отражать распределение стимулов в социальном мире еще до того, как вступят в игру когнитивные искажения или мотивационные факторы. Затем мы кратко остановимся на роли языка как значимого аспекта среды, окружающей человека. Наконец, мы рассмотрим, как взаимодействуют познание и эмоциональные состояния.

Подробнее...