Развитие социального знания

Если вы хотите стать частью социального мира, вам нужно уметь ориентироваться на других, формировать отношения с конкретными людьми, осваивать систему общения, существующую в данной микросреде. Но это еще не все. Вам также придется искать пути обмена идеями, учиться у окружающих, развивать способность совместного принятия решений. Нужно учиться понимать людей, познавать их психологию (в житейском смысле) и то. каким образом они организуют социальные отношения. Эти задачи можно отнести к числу основных в плане развития социального знания, или социального познания. Ниже мы рассмотрим обе эти темы, обозначив их как социальное взаимодействие и понимание и понимание социального мира.

Великий швейцарский психолог Жан Пиаже осознавал значимость социальной психологии. В своих пионерских исследованиях развития мышления у детей он отмечал, что взаимодействие со сверстниками является определяющим фактором в развитии суждений на социальные темы (например, моральных суждений). Однако большинство работ самого Пиаже и его последователей были выполнены на «отдельных» детях, которых данная теория описывала как маленьких исследователей, развивающих, проверяющих и пересматривающих свои знания, проходя через логически последовательные стадии развития суждения.

В порядке справки напомним основную процедуру экспериментов «на сохранение количества». Ребенку предъявляются два одинаковых количества какого-нибудь вещества. Наиболее популярным вариантом методики было предъявление двух одинаковых объемов жидкости в идентичных лабораторных стаканах. После того как ребенок признавал, что воды в них содержится «поровну», содержимое одного стакана переливалось в сосуд другой формы, например, в более широкий или узкий.

После этого ребенка опять спрашивали, содержит ли этот новый сосуд столько же жидкости, сколько и первый стакан. Как это ни странно, дети моложе шести обычно заявляли, что теперь количество жидкости изменилось: ее стало меньше или больше, чем в первом стакане. Часто они предлагали объяснения вроде «потому что он шире» или «потому что он уже». Другими словами, дети не могли удержать в памяти объема жидкости и подчинялись зрительному образу, свидетельствовавшему об изменении ее уровня. Детей, дававших подобные ответы, обычно называли «несохраняющими» (non-conserver).

По Пиаже, «несохраняющие» дети не выполняют, по крайней мере, две умственные операции: ребенок не осознает происходящей трансформации. Он как бы не учитывает, что, если жидкость вылить из сосуда и потом налить ее туда обратно, она займет тот же объем, что и прежде; ребенок не может децентрировлтъся: он сосредоточивает внимание на одном параметре переливаемой жидкости (ее изменившемся уровне) и игнорирует компенсаторные изменения других параметров (площадь донышка сосуда).

Если вы проведете подобный эксперимент с пятилетним ребенком, у вас возникнут жгучие вопросы: Не является ли методика Пиаже просто ловкой провокацией? Справедливо ли объяснение Пиаже, и до какой степени его методики вроде процедуры на «сохранение количества вещества» могут исказить наши представления о детских способностях? Эти вопросы вызывают множество споров среди психологов развития. При выполнении подобного задания решение не всегда можно рассматривать как результат суждения ребенка. Основной вопрос звучит иначе: «Как маленький исследователь подходит к решению той или иной логической или математической проблемы?»

Недавние исследования социальных психологов развития, преимущественно в Европе, представили эти вопросы в новой, социальной перспективе. Группа женевских психологов и их сотрудников возродила интерес к раннему аргументу Пиаже: когнитивному развитию содействует расхождение во мнении со сверстниками.