Понимание социального мира
Другой важный аспект развития социального знания представляет собой понимание социальных явлений. В последние годы появилось много исследований того, как дети воспринимают других людей и думают о них, как они воспринимают социальные отношения и структуру общества.
Знание особенностей людей и их мыслей необходимо для формирования социальных суждений. Дети должны понять, что люди имеют неповторимые особенности, помогающие нам их различать, и являются мыслящими, познающими и ощущающими целостностями. Без подобного знания успешное взаимодействие невозможно, а получить его можно только в социальном контексте. Естественной отправной точкой для совершения открытий относительно свойств других людей, включая их убеждения, намерения и чувства, являются отношения с родными и сверстниками.
Хотя такое знание начинает приобретаться очень рано, его развитие продолжается на протяжении детства, подросткового возраста и далее. По мере взросления представления о людях начинают все больше включать в себя внутренние, психологические характеристики. Различные методики показывают, что уже пятилетние дети учитывают психологические особенности индивида, предсказывая его поведение в определенной ситуации. Даже еще раньше дети разрабатывают «теорию сознания» — понимание того, что им и другим людям свойственны такие психические процессы, как мышление, восприятие или память.
Все это — сложные и неясные реальности для маленького ребенка. Кроме того, мы никогда прямо не наблюдаем умственную активность других людей или даже их эмоции. В крайнем случае нам доступны только их внешние корреляты или последствия; и именно на их основании мы делаем выводы о том, что обусловило поведение данного человека. Однако маленькие дети могут развить у себя необходимые умения; и, по-видимому, знания о внутреннем мире преимущественно зависят от включенности детей в социальный контекст.
Интересным примером, демонстрирующим значимость межличностных процессов для развития понимания эмоций, является исследование широкой идентичности. Матерей просили оценить, насколько их и их ребенка расстраивают повседневные неприятности (такие, как упавшая бутылка в магазине и пролитый в ресторане суп). Чем старше ребенок, тем большего раскаяния ожидает мать. Однако, чем меньше неприятности затрагивают ребенка, тем больше расстраивается мать. Создается впечатление, что родитель воспринимает себя и ребенка как целостную единицу и испытывает ответственность за то, как такая единица воспринимает требования общества. Будучи связанными с людьми, способными переживать те или иные чувства, мы учимся переживать их сами. У старших дошкольников формируется чувство ответственности и переживание личной включенности в «хорошее» или «плохое» поведение родителей, товарищей по играм или младших детей, о которых они заботятся.
Необходимость понимания других людей — это крайне важная задача, имеющая большое приспособительное значение. Жизненно необходимо знать, «кто есть кто» в нашем социальном окружении и чего можно ожидать от людей применительно к себе. Дети начинают различать людей в младенчестве, однако, только с дошкольного возраста у них активно формируется способность принимать во внимание их психологические особенности, судить о намерениях, желаниях и чувствах других. Постепенно дети приходят к осознанию двунаправленности социальных отношений. Им становится ясно, что люди также стараются интерпретировать наши душевные состояния и желания.