Основные признаки социально-психологического эксперимента

Как было отмечено, эксперимент является основным методом исследования в социальной психологии главным образом потому, что ему нет равных при проверке теорий, предсказывающих причинно-следственные связи между переменными. Стандартные руководства по исследованиям в социальной психологии склонны оценивать экспериментирование как наиболее предпочтительный метод исследования. На самом деле, как мы увидим далее, существуют основания для вопросов по поводу границ, в которых экспериментальные исследования дают однозначные подтверждения причинно-следственных отношений. Однако сначала мы опишем характерные черты экспериментального подхода в социально-психологическом исследовании. Для удобства в качестве примера мы используем один эксперимент. Это хорошо известное исследование покорности, проведенное Милгрэмом, которое мы упоминали.

Сценарий эксперимента — это контекст, в котором он проводится. В полевом эксперименте сценарий мог бы быть идеальным, если бы события развивались естественно, без участия экспериментатора. В лабораторном эксперименте важно разработать сценарий убедительный и разумно обоснованный, поскольку участники должны реально переживать свою включенность в ситуацию, а действия экспериментатора и процессы измерения не должны быть слишком «прозрачными». Существует мнение, что типичный лабораторный эксперимент подобен театральному представлению с той разницей, что роли участников заранее не написаны. В случае исследования Милгрэма сценарий, предлагавшийся участникам, был обозначен как исследование роли наказания в обучении. Реальные участники, отобранные преимущественно случайным образом, выполняли роль «учителя», а помощник экспериментатора, представляемый тоже как «участник», играл роль «ученика». (Отметим кстати, что ассистента экспериментатора, выполняющего определенную роль в эксперименте, обычно называют помощником, или партнером). Буквальной задачей «ученика» было запоминание списка, состоявшего из пар слов. «Учитель» должен был прочесть первое слово пары, оценить, правильно ли «ученик» воспроизвел второе слово в ответ и осуществлять последовательные наказания в форме ударов электрическим током нарастающей мощности, если ответ «ученика» был неправильным (а в роль последнего входили периодические ошибки). Согласно сценарию, истинный испытуемый должен был считать удары током настоящими (тогда как на самом деле это было не так), а «ученика» — таким же, как он сам, участником эксперимента, действительно испытывающим боль. На самом деле в эксперименте исследовалось, до какой степени испытуемые будут подчиняться инструкциям экспериментатора, требующего ужесточения электрических ударов и объясняющего свои требования условиями эксперимента («роль наказания в обучении»).

Независимая переменная — это такая переменная, которой произвольно манипулирует экспериментатор. Все прочие аспекты экспериментального сценария остаются неизменными, а независимая переменная в некотором отношении меняется, что позволяет оценить последствия подобного воздействия. Любое изменение независимой переменной создает новое экспериментальное «условие»: одно изменение создает два условия; два создают три и т.д. Например, в исследовании Милгрэма ключевой независимой переменной была пространственная близость между «учеником» и «учителем». При одном условии — «ученик» и «учитель» находились в разных комнатах, и «учитель» не мог слышать или видеть реакции «ученика» на электрические удары; при втором — «учитель» только слышал «ученика», не видя его; в третьей ситуации он мог слышать и видеть происходящее; в четвертой — «учитель» для осуществления удара должен был положить руку «ученика» на металлическую пластину (условие «прикосновение — близость»). Все остальные стороны эксперимента оставались неизменными; поэтому вариации в поведении «учитель—ученик» в четырех различных условиях можно было приписать только изменениям степени пространственной близости между истинным испытуемым и помощником экспериментатора.