Использование самоотчетов

Поскольку трудно заранее обнаружить все ошибки сконструированного опросника, необходимы предварительные исследования, в которых прототипы его итогового варианта предлагаются группам участников, а их ответы и комментарии используются при доработке. Создание абсолютно нового опросника — это длительный и кропотливый процесс. К счастью, существуют специальные подборки ранее разработанных и проверенных опросников. Прежде, чем начинать собственную работу, полезно ознакомиться с подобными изданиями. Если нужного опросника пока не существует, исследователь, желающий разработать что-то свое, должен ознакомиться с работой Оппенгейма по конструированию опросников. Также полезно узнать о последних исследованиях когнитивных процессов, влияющих на ответы испытуемых при массовых обследованиях.

Для социальной психологии особенно важны самоотчеты, используемые при измерении установок. Измерение установок психологами имеет длинную историю. Ее начало относят к 1928 г., когда Тёрстон (Thurstone) опубликовал работу под названием «Установки можно измерять». После этого были разработаны различные методы измерения установок. Желающие найти обзорную литературу по данному вопросу могут познакомиться с работой Химмельфарба. В данной главе мы ограничимся кратким описанием двух методов, широко используемых сегодня. Лайкерт предложил «метод суммированных оценок», который стал известен как «шкала Лайкерта». Для разработки шкалы Лайкерта, например по поводу установок относительно Европейского Союза, необходимо собрать большое количество утверждений (обычно называемых «пунктами»), имеющих отношение к этой организации. Они могут касаться убеждений (например, «Европейский Союз должен помочь повысить стандарты жизни в странах, входящих в его состав»), выражения чувств (например, «Уровень фермерских субсидий в рамках Европейского Союза вызывает у меня раздражение») или поведения (например, «На следующих выборах я намерен голосовать за Европейский парламент»). Эти утверждения должны отражать оценочные суждения в отношении различных проявлений установки от абсолютного «за» до полного «против». Следующий шаг в разработке шкалы Лайкерта — это обращение к группе респондентов с просьбой выразить свое согласие или несогласие с каждым из предложенных утверждений. Для этого участники выбирают один из вариантов ответа.

Для формирования итогового варианта из первоначально большого количества отбираются утверждения, вызвавшие положительные и отрицательные оценки. Выбор осуществляется на основе анализа суждений. Наиболее важным критерием является степень, в которой отдельные оценочные суждения коррелируют с суммарной оценкой по полному набору утверждений. Пункты, демонстрирующие слабую или незначимую корреляцию, исключаются из итогового варианта шкалы. Таким образом исследователь получает небольшой опросник (скажем, в 10— 20 пунктов), позволяющий измерять определенную установку. Наименьший по объему вариант опросника и будет являться шкалой Лайкерта. Ответы по пунктам итогового варианта также оцениваются по степени выраженности отрицательных и положительных суждений, и положительные оценки суммируются для получения показателя, отражающего степень выраженности установки данного испытуемого (отсюда название — «метод суммарных оценок»).

Вторая популярная процедура измерения установок — это метод семантического дифференциала. Методика Остуда предлагает респондентам оценить их установки в отношении какого-либо предмета (например, Европейского Союза), используя набор биполярных шкал прилагательных.

Респондентам предлагают оценить некоторый объект, помещая точку или крестик в одну из семи позиций каждой шкалы. Обычно их помечают цифрами в диапазоне от -3 (отрицательный полюс) до +3 (положительный полюс) с нулем посередине. Затем для получения общего показателя степени выраженности установки оценки суммируются или усредняются.

Решая, каким из этих двух методов воспользоваться, исследователь должен принять во внимание, насколько ему необходимо выявить различные стороны установки и насколько легко использовать каждую из процедур. Как видно из нашего краткого объяснения, преимущество метода Лайкерта — возможность исследовать различные стороны установки: убеждения, эмоции и поведение. Методика также позволяет оценивать степень выраженности согласия или несогласия с относительно сложными ценностными суждениями (например, «Европейский Союз могло бы укрепить включение в него стран бывшего Восточного блока»). Напротив, семантический дифференциал фокусирован только на простых оценочных суждениях (например, что Европейский Союз «хороший» или «плохой»). Он позволяет измерять аффективную и поведенческую стороны установки. Основное достоинство методики Остуда — это легкость и скорость использования.

Использование самоотчетов имеет некоторые преимущества. Прежде всего, это их пригодность для относительно экономного измерения психологических конструктов (например, установок). Каковы их недостатки? Самый главный — это невозможность собрать самоотчеты совершенно незаметно для респондента. Участники опроса всегда знают, что они участвуют в исследовании и поэтому могут вносить в свои истинные суждения определенные коррективы. В частности, метод самоотчетов дает богатейшие возможности искажений ответов за счет фактора мотивации, в первую очередь, социальной желательности. Не существует простого решения этой проблемы, хотя можно предпринять некоторые шаги, позволяющие ее ограничить. Во-первых, это постоянное напоминание респондентам об анонимности опроса. Во-вторых, подчеркивание того, что «правильных» или «неправильных» ответов не существует. В-третьих, можно повысить мотивацию участников отвечать честно, обращаясь к ним как к помощникам исследователя, а не «подопытным кроликам».